Деньги нашлись

Повестка дня
Москва, 03.10.2011
«Эксперт Сибирь» №39 (304)

Под угрозой отстранения небольших авиакомпаний от авиаперевозок и запрета на полеты самолетов региональной авиации (см. «Небо для маленьких» в «Эксперте-Сибирь» № 38 за 2011 год) компании Томской области и Красноярского края заметно активизировались. И перешли от стратегии открытых писем федеральным чиновникам к поиску средств на обновление авиапарка. Так, «Томск Авиа» (выполняет рейсы на территории Томской области и Ханты-Мансий­ского АО) объявила о намерении приобрести в 2012 году не менее трех канадских самолетов Bombardier CRJ-200 (реактивный региональный самолет). На эти цели компания направит 650 млн рублей. Еще 95 млн планируется потратить на оборудование уже имеющихся самолетов системами безопасности. «Этого будет достаточно, чтобы как-то разгрузить тот парк воздушных судов Ан-24, Ан-26, который требует глубокой проработки в свете последних событий и требований: установка дополнительного оборудования и в то же время это повышение комфортности для пассажиров», — сообщил директор компании Виктор Марьёнкин.

Кроме того, часть средств будут вложены в подготовку летного состава — 20 инженерно-технических специалистов пройдут теоретическую подготовку в Томске, а для практических занятий будут отправлены во Францию. Первый самолет будет приобретен уже в феврале 2012 года, после чего станет курсировать как на уже существующих направлениях деятельности компании, так и на новых маршрутах — «Томск Авиа» планирует организовать рейсы до Абакана и Иркутска. Не оставляет «Томск Авиа» и другую свою мечту. По словам Виктора Марьёнкина, будущее заключается в создании единого регионального перевозчика Сибири.

Внимание стоит обратить на два момента. Первый — выбор сделан все-таки в пользу машин зарубежного производства. В целом этого и следовало ожидать от региональных перевозчиков: отечественный рынок ничего особенного им предложить не может. «С авиапромом всем все понятно, он просто растоптан и побит», — говорил «Эксперту-Сибирь» директор ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» Владимир Барсук. Второй момент еще интереснее. Компания, которая в течение последних нескольких лет показывала не самые лучшие финансовые результаты (особенно по итогам 2010 года, запомнившегося провалом маршрута Омск–Новосибирск–Томск), оказалась способной привлечь в модернизацию своего авиапарка три четверти миллиарда рублей, что в разы больше не только ее годовой прибыли, но и оборотов. Источники финансирования «ТомскАвиа» не раскрывает. В администрации же Томской области не смогли подтвердить информацию о бюджетных вливаниях в перевозчика. Таким образом, исключая банковский кредит, остается лишь один наиболее вероятный путь — привлечение учредителями «ТомскАвиа» средств некоего частного инвестора.

По другому пути пошли в соседнем Красноярском крае. Здесь на сессию Законодательного собрания 6 октября планируется вынести вопрос о выделении государственной авиакомпании ОАО «КрасАвиа» (выполняет рейсы по краю на самолетах Як и Ан) 145 млн рублей из регионального бюджета. На оснащение воздушных судов компании системами предупреждения сближения с землей, а также предотвращения столкновения в воздухе (TCAS). Соответствующие поправки в бюджет внесены краевым минпромэнерго. Журнал «Эксперт» еще летом подсчитал, что бюджет региона обладает финансовыми ресурсами на модернизацию парка самолетов региональной авиации (сопоставимая сумма, к примеру, тратится на содержание местных спортивных клубов и СМИ). Но представители «КрасАвиа» стали одними из подписантов (наряду к другими компаниями, работающими в крае, — «КатэкАвиа» и «АэроГео») письма к президенту России Дмитрию Медведеву, в котором заявлялось, что новые требования Минтранса к самолетам, то есть установка тех самых приборов, на которые сегодня компании планируется выделить бюджетные средства, неоправданны.

Другим компаниям, выполняющим регио­нальные авиаперевозки в крае, повезло меньше. К примеру, у той же «КатэкАвиа» рейсы осуществляют 14 самолетов Ан-24 (для сравнения — «КрасАвиа» использует лишь четыре таких самолета), и на модернизацию техники компании необходимо порядка 150 млн рублей. Если учесть, что четыре из 10 аэродромов края могут принимать только Ан-24 и недоступны для зарубежных самолетов, искать деньги на модернизацию парка придется и частникам. Хотя кажется, что их удел уже вполне очевиден. В этом смысле создание в Сибири единой авиакомпании на основе инфраструктуры, менеджмента и парка региональных перевозчиков — вполне осязаемая и выгодная перспектива.

Новости партнеров

    Реклама