«Нам необходимо выйти из тени больших городов…»

Общество
Москва, 03.10.2011
«Эксперт Сибирь» №39 (304)
Томский госуниверситет вместе с учеными из Германии изучит имидж университетского города

Профессор Клаус Шуберт из Вестфальского университета им. Вильгельма (Мюнстер, Германия) первый раз посетил Томск и местный Госуниверситет (ТГУ) два года назад. Начавшееся сотрудничество объединило ученых двух университетов в решении непростой задачи — создать для Томска имидж университетского города, выявив его конкурентные преимущества, главным из которых является сам университет.

Старинный Мюнстер очень похож на Томск. Хотя город старше Томска, а Вестфальский университет возник на 100 лет раньше, чем Томский императорский, их роднит по крайней мере один момент — на 250 тысяч населения в Мюнстере 50 тысяч студентов. Каждый пятый житель — как и в 500-тысячном Томске. Когда в ТГУ возникла идея исследовать имидж города и создать в рамках программы национального исследовательского университета лабораторию внешнего позиционирования инновационного города, немецкие коллеги согласились включиться в эту непростую работу. О том, в чем она будет заключаться, Клаус Шуберт рассказал нам в интервью.

 — Когда я два года назад впервые приехал в Томск, я был глубоко удивлен тем, что попал в европейский город посреди Сибири, — говорит профессор Шуберт. — В первую очередь это ощущение, конечно, относится к университету. И сразу мне бросилось в глаза, что наши проблемы очень схожи. Дело в том, что в условиях глобализации речь не идет о конкуренции между городами, их политикой и экономикой. В первую очередь между собой конкурируют университеты. И такие большие города, как Москва, Лондон или Берлин в этой борьбе имеют явные преимущества. Однако мы знаем, что великие интеллектуальные достижения появляются отнюдь не в самых крупных городах, а в таких как Кембридж или Оксфорд. Я говорю об актуальной эффективности университетов среднего размера. И то, что объединяет Мюнстер и Томск — это необходимость выйти из тени больших городов с тем, чтобы сформировать собственную идентичность.

— Считаете ли вы, что в этом смысле Томску повезло и его идентичность не нужно создавать с нуля?

— Конечно. Мне показалось, что в Томске царит свободный климат. Именно с этого мы начали продвигаться в Мюнстере — нам удалось создать свободную интеллектуальную атмосферу и понимание реальных потребностей муниципальной политики. Появилось осознание того, что успешность местной экономики зависит от инноваций. Поэтому если получится достичь консенсуса между городом, университетом и экономикой, Томску удастся выстоять. Однако мы не должны себя обманывать тем, что это будет быстрый и легкий путь. Очевидно, что основная задача — это повышение привлекательности города, университета и местной экономики. То, что кажется на первый взгляд абстрактным, должно в стратегическом плане привести к более тесному сотрудничеству муниципалитета с университетской средой, с промышленностью и предпринимательством.

— Насколько долго может продлиться такая работа?

— Я думаю, работа займет не менее трех лет. Исследование начнется уже в октябре 2011 года.

ТГУ уже начал финансирование проекта. Частично это будет сделано при поддержке программы внешнего позиционирования Томска, остальное за счет грантов. Я думаю, пока рано говорить о стоимости проекта, мы только рассуждаем о том, чего можем достигнуть. Пример Мюнстера здесь очень показателен. Хотя по числу студентов Вестфальский университет являлся одним из самых больших в Германии, мы всегда стояли в тени Берлина, Мюнхена и Гамбурга. Однако прошло десять лет с тех пор, как мы начали подобный проект в Мюнстере, и могу сказать, что город стал известен во всем мире. Мы говорим об имидже, который создается годами и не сводится к пустой рекламе. До того как мы начали свой проект, город и университет шли разными путями. Финансовая суть сотрудничества заключалась в том, что каждая из сторон взяла на себя определенные расходы по реализации проекта. И сейчас мы можем воспользоваться общими благами, которые создал этот проект. Мы выбрали слоган «Жить — значит учиться» и в 2004 году получили титул «Лучший город для проживания». Выиграл не только университет, но и все жители города.

— Насколько прагматичным будет характер исследования?

— Насколько это возможно. Мы не заинтересованы в том, чтобы создать многотомный труд и сдать его в библиотеку. Исследование будет носить модульный характер, аналитика и рекомендации будут готовиться поэтапно и предоставляться всем заинтересованным участникам процесса.

— Какие конкурентные преимущества ТГУ вы смогли бы выделить?

— Мэр Мюнстрема как-то сказал: «Если бы у нас в городе не было студентов, мы бы превратились в провинциальное католическое гнездо». Главное преимущество университета и города — это студенты. Кроме этого, я считаю очень важным то, что ТГУ сразу пытается выйти на международный уровень. И еще два года назад меня удивило, как открыто относится местная публика к нашему проекту. Под открытостью я понимаю не только бурные аплодисменты, но и обоснованную критику. Это очень важное условие для того, чтобы создавать что-то новое.

У партнеров

    Реклама