Сами по себе

Русский бизнес
Москва, 03.10.2011
«Эксперт Сибирь» №39 (304)
Республика Алтай обзавелась собственным товарным знаком, под которым правительство региона хочет объединить всех предпринимателей. Это еще один шаг в сторону от единого бренда Алтая

На прошлой неделе министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай (РА) объявило о регистрации регионального товарного знака «Горный Алтай». Решение об этом Роспатент принял еще 3 августа, но свидетельство о регистрации здесь должны получить в октябре. Расценивать это событие можно по-разному. С одной стороны, как первый успешный опыт региона Сибири по регистрации собственного бренда. А с другой — как большой шаг в сторону от взаимодействия республики с соседним Алтайским краем в деле продвижения бренда Алтая в целом. Кроме того, проект может встретить непонимание у предпринимателей региона — связывать себя с неизвестным пока логотипом хотят немногие.

О необходимости единого товарного знака для Алтая в регионе говорили давно. Первый шаг правительство республики сделало в сентябре 2009 года, объявив конкурс на разработку единого логотипа для продукции, произведенной на территории региона, прежде всего, понятное дело, для сувениров и услуг туристической индустрии. Итоги конкурса были подведены в конце года, победителем стала новокузнецкая компания RealРro. «Товарный знак представляет собой образ символа Алтая — горы Белухи, которая, как известно, имеет две вершины. Треугольная форма символизирует традиционное жилище алтайцев, шрифт, применяемый в логотипе, оригинальный, основан на санскрите Центральной Азии», — рассказывает начальник отдела внешних связей и торговли Мин­экономики РА Любовь Перминова. С тех пор шла долгая регистрация знака в Роспатенте.

Любопытно, что правительственная комиссия попросила разработчиков изменить надпись на логотипе с «Республика Алтай» на «Горный Алтай». Таким образом, регион, по сути, «застолбил» за собой бренд одной из основных достопримечательностей Сибири, и стал первым субъектом СФО, которому удалось довести до логического завершения процесс регистрации полноценной и принимаемой экспертами единой торговой марки. Попытки на этом поприще предпринимала Омская (товарный знак здесь представили в виде стилизованного под медвежью лапу очертания региона) и Новосибирская области (где в 2010 году конкурс на создание единого логотипа, организованный бюджетным учреждением «Агентство регионального маркетинга», тихо сошел на нет) и соседний с РА Алтайский край. В феврале 2008 года краевая администрация объявила о регистрации товарного знака «Золотой Алтай», но три круга, сплетенные в виде треугольника, с венчиком из лепестков подсолнуха на вершине дизайнеры сразу объявили провалом в позиционировании региона.

Согласно данным правительства РА, логотипом «Горный Алтай» смогут пользоваться все предприниматели и организации, производящие товары и услуги на территории республики. В первую очередь речь идет о размещении знака на сувенирной продукции и выставочных стендах. «Сейчас идет работа над положением об использовании товарного знака. Точно известно, что мы не будем брать платы с предпринимателей за его использование. Но есть четвертая часть Гражданского кодекса, в которой написано, что при использовании товарного знака пользователь должен заключить с нами лицензионный договор, зарегистрированный в Роспатенте, и оплатить этому ведомству госпошлину», — отмечает Любовь Перминова.

Такая забота о предпринимателях со стороны правительства объяснима. На территории РА практически нет крупных узнаваемых туристических брендов (сопоставимых, например, с курортом Белокуриха в соседнем крае), а туристическая отрасль представлена множеством небольших компаний — на 250-тысячную республику в 2010 году их зарегистрировано порядка 600 (см. график). И единый товарный знак для них теоретически и правда может быть подспорьем в продвижении на внешние рынки (пока регион ориентирован на убывающее население соседних регионов Сибири, которое взрывной рост турпотока обеспечить явно не сможет, а сегодняшний происходит, по сути, за счет Урала и Восточной Сибири).

Однако предпринимательское сообщество выгод пока не оценило. «Я не могу сразу сказать, нужно это или нет предпринимателям региона», — констатирует председатель Торгово-промышленной палаты Республики Алтай Андрей Жуков. Некоторые и вовсе опасаются, что не­добросовестные компании, воспользовавшись единым товарным знаком, окажут медвежью услугу другим туроператорам. «Этот товарный знак для нас не представляет интереса. В республике сотни организаций, у каждой из них различный уровень качества услуг. Если не будет отбора компаний, пользующихся таким брендом, есть вероятность, что в список попадут недобросовестные игроки и испортят всю картину», — опасается директор ООО «Алтайский центр путешествий» Маргарита Новикова.

Радость РА по поводу регистрации товарного знака едва ли смогут разделить в Алтайском крае, хотя очевидно, что продвигать бренд Алтая регионам нужно совместными усилиями. «Алтайскому краю и Республике Алтай необходимо совместно участвовать на отраслевых отечественных и зарубежных выставках, единым стендом под общим рабочим названием «Алтай уникальный» с обязательным отражением их туристических особенностей и индивидуальностей», — писали еще в 2007 году в обращении к главам двух регионов представители туристических компаний обоих субъектов.

Но два Алтая, болезненно реагирующие на любые инсинуации по объединению в рамках единого региона, с трудом выстраивают и горизонтальные связи друг с другом. Яркий пример: расположенные фактически на соседних берегах реки Катунь особые экономические зоны «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина» в планах своего развития как будто вовсе не замечают друг друга. Да и борьба за бренд Алтая между краем и республикой началась не сегодня. Помимо уже названного, в пример можно привести, скажем, прошлогоднюю рекламную кампанию Алтайского края на федеральных телеканалах. И новый проект по организации туристического кластера в крае (включающий в себя проекты «Золотые ворота» в Бийске и «Белокуриха-2», которые включены в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ»), хотя и учитывает туристические потоки в республику, явно не предусматривает согласование планов развития двух регионов.

Вместе с тем, межрегиональная интеграция в этом деле — объединение не столько финансовых ресурсов, сколько усилий в борьбе за туриста. Советское наследие, когда республика славилась озером Манжерок и турбазой «Катунь», а Алтайский край — Белокурихой, постепенно уходит в прошлое. Современный турист вовсе не обязательно поедет лечиться и отдыхать на Алтай или к Байкалу — ему сегодня гораздо проще и комфортнее добраться до Турции или Таиланда. Да и уровень развития сервиса там существенно опережает регионы Сибири. Последнее, впрочем, в РА уже понимают, говоря о необходимости не столько увеличивать турпоток, сколько заниматься качеством обслуживания уже прибывших туристов. Конкуренция между туристическими центрами обостряется, и два региона должны выступить в этой борьбе единым фронтом — иначе проиграть рискуют оба.

Динамика развития туристического сектора в Республике Алтай

У партнеров

    Реклама