Цена прозрачности

Повестка дня
Москва, 03.10.2011
«Эксперт Сибирь» №39 (304)

Фото: Виталий Волобуев

Региональный бизнес пока не готов «открываться» миру. В условиях постоянного давления со стороны компаний федерального уровня в местном бизнес-сообществе сложилось мнение, что рано или поздно перед предпринимателями встанет суровая альтернатива — продаться с потрохами или быть проглоченным более крупной рыбой. Другие варианты, к примеру «прорыв» на федеральный уровень, скорее, являются лишь удачными исключениями из правила. Существуют ли в Сибири отрасли, способные к масштабированию? На этот и другие вопросы пытались найти ответ участники круглого стола «Региональные лидеры. Пора продавать бизнес?», который журнал «Эксперт-Сибирь» провел 27 сентября в отеле Double Tree by Hilton в Новосибирске.

По общей оценке, потенциал амбициозности бизнеса, родившегося в регионе, зависит от ниши, которую он занимает. Так, больше шансов для выхода на глобальный уровень имеет перерабатывающая промышленность. А для «пищевки» вполне может хватить объема локального регионального рынка. Высокие шансы к «прорыву» имеет сфера ИТ — в особенности сектор программного обеспечения. Но несмотря на узость сегмента, подобных компаний, готовых к глобализации, в регионе все равно очень мало. Хотя потенциал укрупнения в этом секторе достаточно высокий.

Как отметили участники круглого стола, в России вообще существуют проблемы с масштабированием. Отечественная специфика — полное отсутствие общих правил и стандартов. Даже в силу ментальности люди не ограничивают себя в рамках, а напротив, стараются их обойти. Тем не менее регламентирование и стандартизация бизнес-процессов — одно из главных условий глобализации. Только после того как будут отлажены все процессы, бизнес можно начинать масштабировать.

Но нужно ли это делать? Станет ли укрупнение выгодным? Подобный скепсис сквозил во всех выступлениях. «Вопрос в том, стоит ли делать рывки, форсировать события и вкладывать в резкое расширение бизнеса. Потому что любой рывок — это затратный и рискованный процесс. В связи с этим многие компании выбирают более спокойный эволюционный способ развития: менее амбициозный, зато более надежный. В условиях укрупнения рыночных игроков, давления на региональные рынки московских и зарубежных компаний вполне естественно и возникает желание довести компанию до определенного уровня, сделать из нее конфетку и выставить на продажу. Однако существуют мелкий и средний бизнесы, работающие в своей рыночной нише и не конкурирующие напрямую с федеральными игроками. Владельцы этих бизнесов уже себя и реализовали, и обеспечили. Их вполне все устраивает в бизнесе, и нет желания ни расширять, ни продавать его», — говорит управляющий партнер «Сакура консалтинг» Андрей Плетнев.

К тому же вопрос масштабирования всегда упирается в цены. Затраты на укрупнение нужно сначала сравнить с ожидаемым от него эффектом как в денежном, так и во временном выражении. «При принятии решения об укрупнении бизнеса важно понимать, чего хочет собственник. Масштабирование потребует не только вливания денег, но и времени и внимания владельца. А день­ги и возможность отдохнуть могут появиться далеко не сразу. Да и ожидаемый эффект масштаба в пересчете на отдачу от вложенных денег может оказаться не таким уж и большим. Я считаю, что в эти процессы имеет смысл ввязываться только тем, кто видит очевидную выгоду и готов осознанно рисковать. Если же такого понимания нет, лучше подождать, когда оно придет», — считает генеральный директор компании «Здравица» Наталья Сухарева.

В связи с этим возникает ряд закономерных вопросов: как определить тот момент, когда все-таки необходимо выходить на новый уровень развития, или же, напротив, выгоднее «зафиксировать» прибыль и продать бизнес? Участники дебатов дали несколько ответов. Во-первых, нужно оценить собственную конкурентоспособность. Во-вторых, провести аудит денежных потоков. Это может сделать как сама компания, так и консалтер. К сожалению, достаточного количества маркеров, определяющих, сколько стоит бизнес, не существует. «Оценка стоимости бизнеса — это еще и оценка рисков», — говорит Андрей Плетнев. Как правило, продавец риски замалчивает, поэтому задача покупателя — за этим молчанием увидеть опасность. Сегодня из-за этого срывается большое количество сделок: в России сложно оценить риски, в стране сложилась абсолютно непрозрачная среда и в налоговой, и в бухгалтерской, и в юридической сферах.

Когда же все-таки компания мужественно оценивает ситуацию и решается на качественный рывок, степень ее публичности тоже повышается. Обычно подтверждением вступления компании в бизнес-элиту считается появление ее котировок на крупных мировых биржах или привлечение стратегических инвестиций. Сегодня среди российских котируемых компаний собраны представители крупных банков, транспортных компаний, бирж, добывающих и перерабатывающих производств, крупных ритейлеров мобильной связи. В этом кругу процент региональных компаний не велик. Это вполне объяснимо, ведь одним из условий присутствия компании на биржах является демонстрация прозрачности ее бизнес-процессов. Но местный бизнес особо не стремится к IPO. По оценкам игроков регионального рынка, цена публичности равна минус 50% прибыли. Кроме того, при условии, что конкуренты играют «в серую», целесообразность данного шага становится сомнительной. Приходится констатировать, что в современных рыночных условиях только избранные доходят до высшего уровня открытости.

Общее мнение участников круглого стола — на региональном рынке всегда останется ниша для местных компаний, но далеко не каждый собственник будет стремиться выйти за пределы своего родного города, области или всей Сибири. Тем не менее процессы глобализации никто не отменял. И в условиях прихода федералов надо усиливать свои конкурентные преимущества — вкладывать в стандартизацию управления, команду и узнаваемый бренд.

Новости партнеров

Реклама