Пролетное восстановление

Русский бизнес
Москва, 31.10.2011
«Эксперт Сибирь» №43 (308)
En+ Group открыла движение через реку Абакан в Хакасии по мосту, который рухнул в мае и чуть не поставил под удар алюминиевые заводы «РУСАЛа»

19 октября En+ Group открыла постоянное движение по железнодорожному мосту через реку Абакан в Аскизском районе Республики Хакасия. Финальным этапом стала надвижка капитального 110-метрового пролета на место временного «пакета», по которому в период восстановительных работ осуществлялось железнодорожное движение. Событие это не рядовое: мост через Абакан является важнейшим элементом транспортной артерии, связывающей алюминиевые заводы «Русала» с сырьем для производства и потребителями продукции.

Землетрясение начинает, паводок выигрывает

Железнодорожный мост на ветке Станция Камышта – Станция Алюминиевая упал в реку Абакан в 3:20 по местному времени 7 мая 2011 года. Строго говоря, мост обрушился не полностью: в воде затонул лишь один пролет, а другой уперся в опору и замер в подвешенном состоянии. Из 450 метров моста поврежденными оказались 110.

Железнодорожная ветка протяженностью 58 км, частью которой является мост, не используется для пассажирского движения, однако имеет важное экономическое значение для республики — связывает промышленные и горнодобывающие предприятия Хакасии с Транс­сибом. В частности, по ней завозят глинозем и кокс на Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы ОК «РУСАЛ» и вывозят готовую продукцию, доставляют уголь с разрезов ОАО «СУЭК» на сибирские электростанции; кроме того ветка обеспечивает сообщение с Саяно-Шушенской ГЭС (входит в госхолдинг «РусГидро»), где продолжаются восстановительные работы.

Мостовой переход был построен в 1964 году. Как показала экспертиза, упавшая опора моста находилась на тектоническом разломе, а к майскому инциденту привело сочетание факторов: после февральского землетрясения в Хакасии в створе моста произошло смещение грунтовых масс, грунт под опорами стал слабым. К тому же опоры, изначально расположенные на пойменном участке, из-за ежегодной миграции русла реки оказались в воде. Обследование показало, что течение размыло грунт в основании опоры, из-за чего она наклонилась на 45 градусов. В результате и обрушились два мостовых пролета.

Власти Хакасии еще в мае объявили режим чрезвычайной ситуации. Саяногорский алюминиевый завод получает сырье из Украины, с Николаевского глино­земного завода. В сутки заводу требуется 90–100 вагонов, дефицит поставок мог привести к остановке алюминиевого производства. Напряжение сняло заявление, которое распространила пресс-служба завода: на предприятии заблаговременно были созданы достаточные запасы сырья как раз на экстренный случай. Правда, они позволяли продержаться четверо суток. За это время удалось организовать подвоз глинозема автомобильным транспортом от станции Камышта через мост, расположенный в 7 км юго-западнее села Аскиз, находящегося от Саянского алюминиевого завода на расстоянии 122 км.

Вода — мост: счет «2:0»

Одновременно компания «Эн+ Логистика» (дочерняя структура En+ Group) совместно с Правительством Хакасии развернула работы по сооружению временного моста. Министерство обороны России двинуло на помощь батальон отдельной железнодорожной бригады, базирующийся в Абакане. Через двое суток после обрушения моста на месте уже работали проектировщики, которые подготовили данные о рельефе местности и выдали военным рекомендации по возведению обходного мостового сооружения. Специалисты дорожного хозяйства и гидротехнических сооружений определили места подъездных путей для работы техники, а сотрудники лесхоза начали валить лес, обеспечив военным доступ к берегу.

Было принято решение навести переправу с использованием рамно-эстакад­ного моста РЭМ-500, стоящего на вооружении железнодорожных войск. Сборно-разборная металлическая эстакада была спроектирована еще в 1968 году и хорошо себя зарекомендовала. Военные довольно быстро возвели конструкции эстакады, однако уровень воды в Абакане вновь поднялся. Паводок нес стволы деревьев, которые били в конструкции. И 17 мая два пролета временного моста были cнесены. Тогда выбрали новую тактику: решили использовать оставшиеся пролеты, а на месте рухнувших конструкций отсыпать дамбу, чтобы установить элементы конструкции РЭМ-500. Пропуск воды через дамбу осуществлялся через уложенные в тело дамбы трубы большого диаметра.

«Я вновь строю мост»…

5 июня компания «Эн+ Логистика» совместно с правительством Хакасии и Минобороны открыла движение через разрушенный участок моста по временной схеме. Параллельно компания подготовила проект капитального восстановления сооружения.

«После оценки последствий аварии мы приняли решение об усилении опор моста и замене двух 55-метровых пролетов на одно 110-метровое пролетное строение», — рассказывает заместитель Генерального директора по капитальному строительству «Эн+ Логистика» Григорий Матвеев. К проектированию привлекались структуры ОАО «Трансстрой», строитель­но-монтажные работы осуществляло ОАО «Сибмост», а пролетное строение и опорные части моста были изготовлены на заводе «Курганстальмост».

Реализация проекта заняла менее четырех месяцев. Суммарные инвестиции En+ Group составили 442 млн рублей, из них 142 млн были инвестированы в строительство временного моста. Предполагается, что в будущем еще 300 млн рублей будут направлены на мероприятия по усилению конструкции моста и повышению его надежности. Как пояснили в компании, после прохождения очередного паводка «Эн+ Логистика» планирует обновить берего­укрепляющие сооружения и струенаправляющие дамбы.

«Для «Эн+ Логистика» восстановление моста в Хакасии стало первым EPCM-проектом (EPCM — engineering, procurement, construction management: инжиниринг, поставки, управление строительством. Ред.), — рассказывает генеральный директор компании Рашад Гусейнов. — Наша компания была изначально создана для обеспечения транспортно-логистическими услугами компаний En+ и «Базового элемента», расширения транспортного взаимодействия со странами АТР; теперь мы намерены активно развивать новую для себя EPCM-компетенцию и участвовать в новых инфраструктурных проектах в Восточной Сибири». EPCM-подрядчик полностью выполняет инвестиционный проект и принимает на себя риски по управлению проектом с момента проектирования и до передачи готового объекта заказчику (включая выполнение гарантийных обязательств). В его задачу входит выбор подрядчиков и поставщиков, распределение между ними работ и зон ответственности и координирование действий.

Восстановление моста через реку Абакан — это первый дебют компании «Эн+ Логистика», которая в будущем, возможно, сыграет значительную роль в планах по развитию Сибири и Дальнего Востока. Ранее в En+ неоднократно подчеркивали, что развитие собственного логистического бизнеса, включая создание крупных терминально-логистических центров, является одним из стратегических направлений деятельности компании. По оценке экспертов, именно недостаточная пропускная способность Транссиба, БАМа и дальневосточных портов является основным структурным ограничением для развития региона. Расширение  пропускной способности Транссиба, создание новых и модернизация существующих железнодорожных пограничных переходов между Сибирью, Дальним Востоком и странами АТР, в первую очередь Китаем, является неотъ­емлемой частью реализации транзитного потенциала регионов. Это позволит не только справиться с растущим грузооборотом, но и запустить транзитный коридор из Европы в Азию и обратно через Россию, который привлечет определенный объем срочных контейнерных грузов, в настоящее время транспортирующихся морем.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №43 (308) 31 октября 2011
    Итоги дорожно-строительного сезона
    Содержание:
    Дорожные надежды

    Дорожные фонды, вводимые в действие с января следующего года, в разы увеличат региональное финансирование дорожного строительства. Что станет лишь первым шагом к преодолению стагнации в отрасли

    Реклама