Эффект осьминога

Сибирские телекоммуникационные компании в ближайшей перспективе смогут развиваться только за счет объединений. Тот, кто не может интегрировать сети и покупать других операторов, будет вынужден заняться объединением услуг

Когда весной этого года идея объединения «Ростелекома» и его межрегиональных дочерних структур стала реальностью, многие эксперты сетовали на то, что в итоге в стране появился немыслимых размеров холдинг, который теперь займется всем, чем только может заниматься телекоммуникационная компания — от широкополосного доступа в Интернет до сотовой связи. Однако на деле путь, проделанный «Ростелекомом», оказался типичным. Аналогичные процессы происходили все это время и в компаниях меньшего размера. Покупка крупными операторами местных игроков, формирование так называемых «пакетов услуг», когда пользователю Интернета благодушно предлагают еще и кабельное телевидение — все это звенья одной цепи. Назвать ее можно по-разному. Кто-то идет от потребностей клиента и говорит о том, что это — только удовлетворение желаний абонентов. Кто-то более искренен и признает, что интеграция компаний и услуг, пожалуй, единственный шанс выжить на рынке телекоммуникаций. Конкурировать, по сути, больше не за что — уже в обозримом будущем последняя квартира в Сибири будет подключена к глобальной Сети, а цены на связь в условиях неразвитости магистральной инфраструктуры вряд ли опустятся до московского уровня.

Можем все

Буквально за последний год компании из телекоммуникационного сектора перестали быть исключительно мобильными операторами или исключительно интернет-провайдерами. За ограниченный период времени потребителя при­учили к революционной ранее мысли — у своего мобильного оператора он теперь может подключиться к домашнему Интернету, а у интернет-провайдера — к стационарной телефонной сети. Все эти процессы, по сути, подвели черту под традиционным телекомрынком. Три квартала нынешнего года показали — на рынках Сибири и страны в целом конкуренция стала другой — потребителя теперь заманивают не скоростями и ценами, а сервисами. «Пользователей уже не устраивает просто доступ в Интернет и высокая скорость, ведь существующие предложения на рынке полностью удовлетворяют эту потребность. Гонка скоростей уже давно подошла к концу. Сегодня обычного абонента интересует не столько скорость, сколько качество услуг, разнообразие и удобство сервисов», — констатирует директор по маркетингу и продажам компании «Сибирские сети» Сергей Вепренцев.

Та же тенденция на рынке мобильной связи. «Отраслевая специализация, когда услуги мобильной, фиксированной связи, видеостриминга оказывались разными компаниями, себя изживает. Очевидно, что более конкурентоспособными, гибкими в современных условиях и в существующей конъюнктуре становятся конвергентные операторы», — отмечает директор филиала «МТС-Сибирь» Александр Соловенчук. Прошедший календарный год для самого МТС в Сибири как раз стал временем его становления как интегрированного оператора. В декабре 2010 года компания приобрела ООО «Новосибирская мультисервисная компания» (бренд «СитиХоумНет»), в апреле этого года — барнаульского интернет-провайдера «Интелеки». В результате чего стала присутствовать на рынке широкополосного доступа в Интернет (ШПД) Новосибирска, Иркутска, Читы и Барнаула.

Но основным драйвером роста в ближайшее время даже в сегменте мобильных устройств будет, по всей вероятности, не голос, а мобильный Интернет. «В настоящее время основной статьей доходов мобильных операторов является голосовая мобильная связь, на которую приходится от 85 до 90 процентов выручки. Но самым быстрорастущим сегментом продолжает оставаться мобильный 3G-интернет. Мы ожидаем, что в выручке «МегаФона» он составит 40–50 процентов уже к 2015 году», — прогнозирует коммерческий директор Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Наталья Бычихина.

В результате на рынке сложилась ситуация, при которой мобильных операторов и интернет-провайдеров, в общем-то, стало сложно расчленить. Хотя бы потому, что одни и те же услуги оказывает ограниченный круг компаний. Даже традиционное для Сибири многообразие операторов ШПД ко второй половине 2011 года уже не так впечатляет — большая часть обще­сибирского рынка сосредоточена в руках трех крупных компаний. Процесс слияний и поглощений некоторых аналитиков впечатляет настолько, что они (как, например, специалисты исследовательской компании iKS-Consulting) прогнозируют к 2014 году ситуацию, когда четверть доли общесибирского рынка ШПД будет в руках мобильных операторов «Вымпелком» (бренд «Билайн») и МТС.

Кроме того, очевиден тренд на структурные изменения бизнеса внутри самих компаний. Традиционные способы ведения конкурентной борьбы — прежде всего с помощью тарифов — работать перестали, поскольку телекомрынок в Сибири близок по целому ряду позиций к насыщению, а потому взрывного ежегодного роста на 20–25% (какое показывал в последние годы ШПД) здесь уже не предвидится. Это вынуждает компании обращать внимание на сервисы. «Так, среди корпоративных клиентов активно продвигается услуга мобильного офиса, при помощи которой работник может получать доступ к своему рабочему месту тогда, когда он находится вне офиса. Некоторые компании также планируют развивать услугу удаленного видеонаблюдения, когда через Интернет можно будет контролировать процесс работы собственных сотрудников. Скорее всего, такая услуга будет достаточно популярной благодаря невысокой стоимости»,— комментирует аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова.

Завлекают клиентов и необычными для рынка услугами. Например, в конце октября «Вымпелком» первым среди российских телекомкомпаний запустил «Центр управления M2M» (сервис mashine-to-mashine, при котором web-интерфейс клиент может осуществлять мониторинг работы своих мобильных устройств). Кстати, сегмент M2M, по мнению участников рынка, один из наиболее перспективных с точки зрения динамики развития. А к примеру, МТС продвигает свою услугу «Легкий платеж», когда клиенты могут рассчитываться за услуги ЖКХ, транспорт и связь при помощи мобильной коммерции — и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сегодня объем транзакций вырос в 4–4,5 раза.

Радостей полный пакет

Другим важным трендом прошедших трех кварталов 2011 года является переход большинства операторов телекомрынка на так называемые «пакетные предложения», когда наряду с интернетом пользователю предлагается цифровое телевидение, телефон и другие опции (см. «Технологии рождают конкуренцию» на стр. 28). Выгода для самого оператора очевидна — при помощи одного провода на той же инфраструктуре можно заработать потенциально больше, предоставляя несколько услуг. Первой компанией, которая стала работать на рынке с объединенным предложением ШПД и кабельного телевидения (КТВ) на базе единого договора и абонентского счета стала «ЭР-Телеком» (ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг») еще в конце 2010 года. За ней последовали другие операторы. «Пользование базовыми услугами связи в одном пакете — одна из тенденций мирового телекоммуникационного рынка. Практика, получившая широкое распространение среди западных провайдеров, в нашей стране только набирает обороты. В настоящее время пакетными предложениями пользуются около половины всех абонентов «ЭР-Телеком». В Новосибирске «ЭР-Теле­ком» занимает около 20 процентов городского рынка ШПД и около 35 процентов рынка КТВ. К 2013 году мы планируем планомерно увеличить свое присутствие на рынке до 28 процентов и 40 процентов соответственно», — комментирует директор филиала ЗАО «ЭР-Теле­ком Холдинг» в Новосибирске Станислав Дариенко.

Такой подход к взаимодействию с клиентами опять-таки вынуждает применять насыщение рынка. Особенно оно чувствительно для сибирского макрорегионального филиала объединенного «Ростелекома», чья деятельность традиционно была сосредоточена в основном на предоставлении фиксированного доступа к телефонной линии. Этот сегмент к настоящему времени достиг объема в 4 млн человек в Сибири и, судя по всему, в будущем будет сокращаться. Что и вынуждает гиганта искать новые пути развития. «В ближайшие годы в тенденции существенного роста проявят себя в основном два сегмента рынка — домашнее телевидение и ШПД. И у нашей компании есть что предложить в этом направлении. А именно, существенные усилия «Ростелеком» прилагает в направлении укрепления своего лидерства на рынке ШПД посредством технологии GPON. Также и в домашнем телевидении в планах удвоение абонентской базы и расширение спектра дополнительных сервисов»,— говорит коммерческий директор Макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» Валерий Беленький.

Цифровое телевидение в ближайшие год-два вообще может стать золотой жилой для участников телекомрынка. Причина проста: можно заниматься привычным присоединением новых клиентов, поскольку в Сибири именно в этом сегменте наблюдается самый низкий уровень проникновения по стране (см. график 3). «Мы наблюдаем активный и устойчивый рост интереса пользователей к цифровому телевидению. Сформированный ТВ-пользователь требует нового качества телевидения (HD, 3D), он готов за него платить. Молодежь в большей мере предпочитает Интернет (интернет-телевидение, online-видео и другие). Мы в свою очередь развиваем оба направления. Компания планирует завершить модернизацию в Новосибирске к концу текущего года, а в декабре — начать тестирование услуги и в Кемеровской области», — рассказывает сотрудник «Сибирских сетей» Сергей Вепренцев. Активно в этом направлении начал действовать и «Ростелеком» — с середины октября компания бесплатно начала подключать своих абонентов к интерактивному телевидению. В Сибири услуга продвигается под знакомой маркой Twist TV и предполагает отсутствие оплаты за подключение и бесплатное пользование услугой (а это более 100 каналов) в течение первых шести месяцев.

«Кроме того, активно растет и продолжит расти сегмент M2M. Динамика роста этого сегмента превысила наши ожидания. Только за последний год количество SIM-карт МТС, задействованных в М2М-сервисах в сибирском регионе, выросло более чем в 2,5 раза. По нашей оценке, уже к концу 2011 года рынок М2М вырастет в целом по России до 2,5 миллиона устройств и в дальнейшем в среднем будет расти на 45–55 процентов ежегодно», — замечает Александр Соловенчук.

Операторы меняются — цены остаются

Несомненно, с повышением эффекта «универсальности» компаний связаны и крупнейшие объединения последних 9 месяцев. Прежде всего, конечно, продолжающийся процесс фактически слияния бывшего «Сибирьтелекома» с объединенным «Ростелекомом» — организовывать бизнес по единому стандарту здесь планируют вплоть до 2013 года. «Я понимаю смысл объединения компаний в следующем. Межрегиональные компании не обладали всем набором лицензий, и объединение произошло ради того, чтобы любой абонент обратился за любой услугой и ему это было бы предоставлено», — считает директор департамента по работе с операторами связи Макрорегионального филиала «Сибирь» «Ростелекома» Павел Ивахненко.

На схожий эффект, по всей видимости, ориентируются и заявившие 1 ноября об объединении новосибирский интернет-провайдер «Новотелеком» (бренд «Электронный город»), кемеровский Good Line и томский «Томтел». Как стало известно накануне, объединенную компанию возглавит нынешний руководитель «Ново­телекома» Олег Игнатенко, а все необходимые процедуры после одобрения сделки Федеральной антимонопольной службой планируется завершить в начале 2012 года. Официально компания говорит о том, чтобы создать в Сибири крупного регионального независимого оператора с 250 тыс. абонентами ШПД (пока путем простого сложения трех компаний). Однако, во-первых, для рынка Западной Сибири эта цифра не является чем-то впечатляющим (скажем, по итогам 9 месяцев 2011 года совокупная абонентская база новосибирского «ЭР-Теле­кома» и «Сибирских сетей» составила 265,5 тыс. человек). Во-вторых, никем еще наверняка не доказано, что объединив трех региональных провайдеров в одну компанию можно получить синергетический эффект.

Гораздо более логичной и обоснованной является представляющаяся возможность получения объединенной компанией финансовых ресурсов фонда прямых инвестиций «Эльбрус Капитал», который сегодня является инвестором «Томск­тела» (входящего, кстати, в федеральную группу компаний «Стрела Телеком», объединяющую несколько региональных операторов). Тем более что прецедент уже есть — это финский фонд CapMan, который инвестировал в «Сибирские сети» порядка 6 млн долларов, о чем стало известно в сентябре этого года (см. «Сошлись амбициями» в «Эксперте-Сибирь» № 38 за 2011 год). Другой вопрос, что и для чего на самом деле хотят «слепить» из объединенного оператора три компании, поскольку пока лишь заявляется о расширении спектра предоставляемых услуг.

Ясно одно — на стоимости услуг для конечного потребителя это вряд ли отра­зится. Согласно данным «Сибирских сетей», средняя сумма затрат абонента на Интернет в месяц снизилась с 550 рублей в сентябре прошлого года до 400 в этом году. И ниже этой планки, несмотря на оптимизационные ухищрения компаний, цена вряд ли опустится. «На мой взгляд, в целом ценовая политика вряд ли станет более демократичной. Скорее всего, ставка будет делаться на ограниченные по времени акции, специальные льготные программы подключений и тому подобное. Снижать цены до уровня европейской части России мешают большие территории в сочетании с непростым климатом (с точки зрения строительства инфраструктуры), а также необходимость серьезных инвестиций, без которых разработка и внедрение новых продуктов просто невозможны», — замечает эксперт ФГ БКС Богдан Зыков. «Не думаю, что произошедшие изменения серьезно повлияют на уровень цен, так как рынок ШПД в крупных городах приближается к насыщению. В 2012 году наступит «фиксирование цены». Порог low-cost тарифов остановится на цене 250–300 рублей, самые «массовые» тарифы будут в ценовом диапазоне 500–600 рублей», — соглашается Сергей Вепренцев.

Однако нельзя не признать, что факт объединения «Ростелекома», который отныне сосредоточил в одних руках как инфраструктуру для конечных пользователей, так и магистральные сети (которыми пользуются другие операторы), несмотря на заверения участников рынка, потенциально может повлиять на расклад сил. Хотя бы потому, что в настоящее время с «Ростелекомом» на территории Сибири работают 563 (!) оператора связи, которые так или иначе зависят от цено­образования в холдинге. И, скажем, если «Ростелеком» решит активно продвигать свой продукт на рынке ШПД, он это сделает за счет демпинга на магистральных сетях. «В рамках объединенной компании (если в ее состав входит магистральный оператор) цены на магистральный трафик могут быть ниже предлагаемых на внешнем рынке», — замечает сотрудница компании «МегаФон» Наталья Бычихина.

Четвертым будет

Наконец, главная интрига ближайшего времени, без сомнения, — развитие «Ростелекомом» в Сибири мобильного оператора (или сети операторов) под собственным единым брендом. «Работа в этом направлении ведется. Я не буду называть сроки, но они есть, и мы можем подтвердить, что сотовый оператор под брендом «Ростелеком» будет создан. Насколько это возможно, мы будем получать лицензии на те регионы, где «Ростелеком» пока не работает», — сообщил исполнительный директор — директор по работе с операторами связи корпоративного центра «Ростелекома» Евгений Секерин. Нет сомнений, что государственный холдинг с этой задачей справится. Ведь нельзя забывать помимо его размеров такое важное преимущество «Ростелекома», как фактически приоритетное право на получение лицензии на связь 4G стандарта LTE.

Для Сибири это может значить следующее. Уже сегодня две дочерние структуры холдинга «Енисейтелеком» (ЕТК) и «Байкалвестком» (БВК) имеют очень сильные позиции в Красноярском крае и Иркутской области соответственно. Их доля на региональном рынке мобильной связи оценивается, по разным источникам, от 30 до 53%. Кроме того, в этом году ЕТК начал активно осваивать соседнюю Туву, Кузбасс, и даже Алтайский край — например, в мае этого года была запущена сеть в Рубцовске. В целом по Сибири, согласно данным исследования J'Son Partners, «Ростелеком» потенциально может занять до 17% рынка, что превышает существующую долю «МегаФона» и Tele2. При этом площадки для развития также понятны — это прежде всего не задетые пока мобильным бизнесом «Ростелекома» Новосибирская, Омская и Томская области.

Перспективы развития «Ростелекома» как мобильного оператора в регионах участники рынка предпочитают не комментировать. Есть большая вероятностьтого, что, судя по опыту присутствия холдинга в Восточной Сибири, его мобильная связь за счет большого синергетического эффекта объема сети в целом будет развиваться по крайней мере на первых порах в низком ценовом сегменте. А значит, прежде всего, ударит по оператору Tele2. В самой компании к этой перспективе относятся скептически. «На мой взгляд, выбор «Ростелекомом» той же ниши, что и у нас, не очевиден. Мы можем только догадываться о стратегии «Ростелекома». Кроме того, Tele2 — дискаунтер, известный во всем мире, на этом основана наша бизнес-модель. Мало кто способен также рационально подходить к издержкам, ведь низкие цены мы можем предоставлять не только за счет снижения рентабельности бизнеса. Об этом говорят и результаты финансовых итогов третьего квартала. Наша EBITDA составила 38 процентов — это хороший показатель. Так что с какой-то точки зрения было бы даже интересно поиграть с «Ростелекомом» на нашем поле», — комментирует генеральный директор макрорегиона «Сибирь» компании Tele2 Алексей Ноздрин.

Но вот другие представители топ-менеджмента компании, по всей видимости, решили пойти более простым путем. Так, на должность главы «сотового» подразделения «Ростелекома» был назначен ранее занимавший пост руководителя «Tele2 Северо-Восток» Владислав Швайбович. ЕТК с мая этого года возглавляет бывший глава «Tele2 Новосибирск» Дамир Тимершин. Да и у самого Алексея Ноздрина наверняка остались связи с бывшим «Сибирьтелекомом», в новосибирского филиале которого до 2008 года он работал заместителем директора по коммерческим вопросам.

Понятно, что краха отдельных операторов на рынке в связи с приходом «Ростелекома» не будет. «Процент проникновения мобильной связи в Сибири составляет около 150 процентов, а значит, этот сегмент не будет показывать такого серьезного роста, как в прошлые годы. Потеснить Tele2 будет непросто. Тем не менее грамотная маркетинговая и ценовая политики и высокий уровень качества услуг могут позволить «Ростелекому» занять приличную долю на новосибирском рынке», — считает Богдан Зыков. Стимулом к активной работе это наверняка послужит. В конечном счете когда на первый план выходит высокое качество маркетинга, возможность гибкого реагирования на потребности клиента, альтернативные операторы вполне могут дать фору «Ростелекому». Впрочем, для этого они вынуждены будут пойти ровно по тому же пути — интегрировать услуги и быть удобными клиенту во всех отношениях.