Методика составления рейтинга и информация

14 ноября 2011, 00:00
  Сибирь

Рейтинг 400 крупнейших компаний сибирского региона составлен аналитическим центром «Эксперта-Сибирь» при методологической поддержке сотрудников Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск) на основе методики, разработанной рейтинговым агентством «Эксперт РА». В состав сибирского региона входят: Республики Бурятия и Хакасия, Алтайский, Забайкальский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области. В Республиках Алтай и Тыва не нашлось предприятий с объемом реализации продукции более 1 млрд рублей, поэтому предприятий этого региона в рейтинге нет.

Особенность составления рейтинга 2010 года состоит в детализации структуры рейтинга по признаку принадлежности к федеральным холдингам или представительствам зарубежных компаний. Участие в рейтинге не имеет ограничений отраслевого характера, в него вошли компании практически всех основных сфер экономики.

Место компании в рейтинге определялось путем ранжирования по объему реализации продукции (работ, услуг) в 2010 году. В случаях, когда этот показатель не может быть применен в силу специфики деятельности компаний (например, банков), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. Для простоты понимания мы не пользуемся кодами ОКВЭД, а используем общераспространенную отраслевую классификацию.

В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под термином «выручка от реализации» понимаем

  • для компаний, занятых в сфере промышленности, АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства — объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
  • для банков — сумму процентных доходов (до вычета расходов), комиссионных доходов и чистых непроцентных доходов от операций с ценными бумагами и валютой (источник этих данных — бухгалтерская отчетность банков, подготовленная по стандартам МСФО или РСБУ).

Для более полной картины указаны и другие характеристики: объем реализации продукции за 2009 год, чистая прибыль и другие.

По сибирским холдингам приведены консолидированные данные. Дочерние компании в список не включены, чтобы избежать двойного счета. Оптовые сбытовые дочерние компании холдингов, чьи материнские организации находятся за пределами Сибирского федерального округа, в рейтинг не включены, если на территории региона находится подразделение-производитель. В холдинговой принадлежности указывается та группа, которой компания принадлежала в 2010 году.

При пересчете выручки компании в 2010 году использовался средневзвешенный курс доллара — 30,38 руб./доллар, в 2009 году — 31,72 руб./доллар.

При прочих равных условиях приоритет отдавался данным отчетности, подготовленной в соответствии со стандартами МСФО или GAAP развитых стран, а в случае, когда компания такую отчетность представить не смогла, — анкетным данным компаний. Если анкетные данные не подтверждались копией аудированной отчетности по соответствующему стандарту и таковая не обнаруживалась в открытом доступе в других источниках, отчетность считалась управленческой по соответствующему стандарту (для РСБУ — просто «управленческой»).

Для подготовки рейтинга использовалась информация Федеральной службы государственной статистики, а также годовых отчетов компаний и анкетные данные, заполненные участниками рейтинга.

Над рейтингом работали: Николай Самсонов (научный сотрудник, к. э. н.), Ирина Семыкина (младший научный сотрудник), оба — ИЭОПП; Станислав Мельников, Евгения Маркова, оба — АЦ «Эксперт-Сибирь».