Новая волна запаздывает

Тема недели
Москва, 28.11.2011
«Эксперт Сибирь» №47 (312)

Журнал «Эксперт», подводя итоги исследования «Инновационный спрос и инновационная активность динамичных компаний среднего бизнеса», сделал однозначный вывод — именно в среде «газелей» за минувшее десятилетие выросли настоящие агенты модернизации.

После 1998 года в лидеры вырвались представители потребрынка, розницы и банковского сектора — производители конфет «Коркунов» и одежды Sela, а также двуликий, как Янус, «Русский стандарт» (и водка, и банк). Сегодня первую скрипку играют иные компании — «Сплат-косметика» (зубные пасты и средства по уходу за полостью рта), «Интерскол» (электроинструмент), «Тонар» (полуприцепы) и «Яндекс» (в представлении не нуждается). Как правило, это высокотехнологичные компании, сумевшие освоить пустовавшие ниши и создать под себя новые рынки, предъявляющие четкий спрос на инновационные решения. «Новая волна будет иметь качественно иное лицо — во-первых, более высокотехнологичное, во-вторых, более экономически эффективное, в-третьих, формирующее более высокие стандарты уровня жизни… Это будет происходить независимо ни от каких программ, а просто потому, что в этом направлении движется рынок: есть спрос на технологичность, экономичность и хорошую жизнь, и неминуемо появляются компании, которые такой спрос обслуживают», — заключали аналитики «Эксперта».

Даже беглого взгляда на первый рейтинг «газелей» Сибири достаточно для того, чтобы понять — наши быстрорастущие компании пока имеют иную природу. В лидерах — розничная торговля и пищевая промышленность. Конечно, мы не искали «газелей» в числе тех фирм, ежегодная выручка которых находится в диапазоне от нуля до 300 млн рублей. Возможно, тогда в рейтинг попало бы больше программистов или представителей сервисных отраслей. Но общей сути это бы не изменило: высокотехнологичных компаний, способных при этом развиваться со скоростью «газелей» и зарабатывать миллионы, в Сибири практически нет.

«30 процентов в год для ЦФТ— это стабильная средняя динамика на протяжении последних пяти лет. Таких показателей компания ежегодно достигает, потому что стремится всегда идти в ногу с банковским рынком, а зачастую и на шаг впереди», — описали нам секрет своего успеха в Центре финансовых технологий (один из редких представителей «новой экономики» в первом рейтинге сибирских «газелей»). За счет чего же росли розница, «пищевка» и другие компании? Думается, что особого спроса на инновации с их стороны не наблюдалось. Просто на рынке были лакуны, которые можно и нужно было заполнить. Да и сами рынки наращивали обороты. От менеджеров в таких условиях требовались лишь смекалка и способность принимать грамотные решения. Судя по тому, что «газелей» в Сибири суммарно оказалось немного, удалось это единицам.

Вполне возможно, что «новая волна» придет в Сибирь с опозданием. Наверняка вклад в инкубацию «газелей» внесут лишь недавно созданные в регионах округа точки роста — технопарки, особые экономические зоны, индустриальные парки. Большинство успешных инновационных компаний пока работают в основном на экспорт, не имея возможности развиваться на внутренних рынках. Нужно дать им такую возможность — количество незанятых (или занятых, но импортом) ниш в России колоссально.

При этом не стоит забывать, что одно из главных умений «газелей» — способность расти даже в «старых» отраслях, а не только в сфере хай-тек. В связи с этим стоит внимательнее присмотреться к советскому промышленному наследию — не всем, но некоторым заводам, выжившим в лихие 1990-е и сегодня осваивающим новые рынки. Вполне возможно, что на их основе могут вырасти высокоэффективные компании.  А на пятки им наступают предприятия реального сектора, основанные уже после СССР и готовые потеснить промышленных гигантов прошлого. Особенно много таких компаний в городах, не избалованных большой маржой от оптово-розничной торговли. Наконец, по всей Сибири работают сотни компаний, которые еще просто не успели стать средним бизнесом — это, к примеру, все те же молодые айтишники. Будущее — за ними.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №47 (312) 28 ноября 2011
    Рейтинг сибирских «Газелей»
    Содержание:
    Заложники сырьевого сектора

    Сверхдинамичные компании Сибири, в теории именуемые «газелями», прочно обосновались в ритейле и пищепроме. В других секторах расти так быстро пока не получается

    Реклама