Параллельное будущее

Тема недели
Москва, 05.12.2011
«Эксперт Сибирь» №48 (313)

Фото: Борис Барышников

Почему-то, при разговоре о перспективных направлениях развития Сибири (кроме нефтегазовой отрасли, которая при любом сценарии маячит на горизонте), наиболее частой темой становятся «околомодернизационные» направления, и смелый взгляд в будущее крутится где-то в районе Новосибирска, Томска и Красноярска, хотя иногда в этот стройный ряд инновационных территорий ставят еще и Иркутск.

Но, на удивление многим, повестку дня можно вполне перевернуть с ног на голову и поставить во главе всего не южный инновационный пояс Сибири, а северный, арктический. Аргументы сторонников такого подхода логичны — возрождение Северного морского пути с постепенным фиксируемым таянием прибрежных льдов, развитие крупнейших проектов типа Ванкора, использование все еще не выработанного потенциала Норильского промышленного района — все эти факты неумолимо стоят на стороне второго, «северного» вектора развития Сибири.

Но, по всей видимости, даже многие из рьяных сторонников очередного покорения сибирского Севера не могли не удивиться, когда на конференции по Арктике, прошедшей в Сибирском федеральном университете в ноябре, среди прочих был заявлен доклад директора Института экономики, управления и природо­пользования СФУ Евгении Бухаровой под названием «Роль промышленных городов сибирского Севера в развитии Арктической зоны». Даже такая тема сама по себе выглядит вызывающе: во-первых, фраза «развитие Арктики» звучит в последнее время как откровение, а связь развития еще и с промышленными городами — это и вовсе уму не постижимо.

Мы привыкли думать, что развитие сибирского Севера связано исключительно с вахтовым методом (см. «Полный вахтунг» в «Эксперте-Сибирь» № 44 за 2011 год). Однако из внимания упускается целый ряд вопросов, которые относятся если не к настоящему моменту, то уже к ближайшей перспективе. Это прежде всего сервисное, техническое и инфраструктурное обслуживания крупных проектов типа Северного морского пути. Вахтовым методом тут уже не обойтись:  слишком дорого будет обучать тонкостям профессии постоянно сменяющихся работников, ведь то же обслуживание морских судов требует высокой квалификации.

Вполне логично, что этим вопросом первые озаботились именно красноярцы — территория края на 80% — это та самая арктическая и северная зоны. А в случае успеха проектов типа Северного морского пути или чуть более фантастических кроссполярных авиаперевозок Красноярск станет одним из важнейших сервисных и кадровых центров на путях между Европой, Америкой и Азией.

При этом проекты такого масштаба — вовсе не фантастические. И другим городам нужно быть готовыми к описанному сценарию. Чтобы не повторить судьбу поселений, которые 120 лет назад, к примеру, не верили, что проект Транссибирской магистрали кардинальным образом изменит расклад сил между городами в Сибири.        

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№48 (313) 5 декабря 2011
Освоение Арктики
Содержание:
Вахтой не обойтись

Освоить сибирский Север исключительно вахтовым методом не получится. Нужна сеть современных городов, которые станут кадровыми, технологическими и сервисными центрами освоения арктических территорий

Реклама