Ресурсный дефицит

Русский бизнес
Москва, 05.12.2011
«Эксперт Сибирь» №48 (313)
В сфере начального и среднего профессионального образования происходят серьезные изменения, целью которых является фактически коренное переформатирование работы учреждений профподготовки

Фото: Борис Барышников

Призыв к созданию инновационной экономики, а также к модернизации производства в России подразу­мевает и реформирование системы образования. Но техникумы и училища пока располагаются на периферии общественных дискуссий, общественное порицание сюда еще не добралось.

Возможно, это положение обусловлено сложившимся за вторую половину ХХ века пренебрежительным отношением к профессиональным училищам и техникумам, когда жаргонное слово «шарага» наглядно отражало отношение общества к учебным заведениям подобного уровня. Но именно эта сфера образования сегодня переживает перерождение, связанное с тесным сотрудничеством с компаниями, для нужд которых осуществляется подготовка кадров. Одним из новых трендов реформирования становится создание ресурсных центров на базе учебных учреждений. В Новосибирской области программа развития профессионального образования до 2015 года принята 4 месяца назад — и к настоящему моменту в регионе подписаны соглашения о работе целых 11 ресурсных центров. Итог не может не впечатлить, ведь каждый такой центр — результат консенсуса между образовательным учреждением, бизнесом и региональным правительством.

От винта!

В 2010 году Минобразования РФ начало говорить об образовании (в том числе начальном и среднем профессиональном) как об инструменте инновационного развития. Перед региональными администрациями была поставлена задача осуществить взаимодействие системы образования с реальной экономикой региона в контексте его стратегического развития. В результате в ряде субъектов РФ стартовали программы по развитию профессионального образования, инициированные местными администрациями.

В Новосибирской области подобная долго­срочная программа, рассчитанная до 2015 года, начала действовать 4 месяца назад. Первое соглашение о создании ресурсного центра в сфере дорожно-строительной отрасли было подписано в конце сентября 2011 года. Участниками соглашения, помимо министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области и Новосибирского техникума автосервиса и дорожного хозяйства стали министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, а также мэрия города Новосибирска и ведущие предприятия отрасли: «Новосибирскавтодор», «Фэцит», «Континент» и «Крайс-с». Сегодня в Новосибирске созданы уже 11 ресурсных центров на базе различных отраслевых учебных учреждений (см. таблицу).

В деятельности ресурсных центров принимают участие несколько сторон — областное правительство, учебное заведение, компании и наблюдательный орган, так называемый координационный совет. Возглавляют работу отраслевых советов руководители отраслевых министерств, департаментов, ведомств и крупных предприятий Новосибирской области.

Ключевое же место в функционировании ресурсных центров отводится непосредственно компаниям. «Работодатели, подписавшие соглашения о создании и обеспечении деятельности ресурсного центра, становятся непосредственными участниками организации образовательного процесса. В их обязанности входит формирование заказа на подготовку кадров на предстоящий год и на перспективный период (не менее трех лет); участие в разработке учебных планов и программ в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, в итоговой аттестации выпускников. Кроме того, предприятия и организации должны будут предоставить рабочие места для прохождения производственной практики учащихся, а в дальнейшем обеспечить трудоустройство выпускников. Плюс к тому работодатели несут определенные обязательства по улучшению мате­риаль­но-технической базы ресурсного центра», — говорит министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игорь Шмидт.

Обязательства по улучшению мате­риально-технической базы измеряются конкретными цифрами. Скажем, согласно ряду соглашений работодателям в рамках программы положено инвестировать не менее 20% всего бюджета. Ключевые слова в этом положении — «не менее». Конечно, приветствуется, если бизнес вложится в обучение щедрее. Но в городе пока известно только о паре индустриальных энтузиастов, финансирующих «мозги». Это завод им. Кузьмина и НАПО им. Чкалова (по крайней мере в областном правительстве отвечая на вопрос о компаниях, закупивших оборудование для ресурсных центров, вспомнили именно их). Последнее на базе новосибирского профучилища № 1 за счет средств федерального бюджета реализует образовательный проект по подготовке кадров для собственного производства. В училище создан центр, который оснащен новейшим оборудованием, аналогичным станкам, установленным в цехах предприятия.

В свою очередь в Новосибирской городской торгово-промыш­ленной палате знают о более широком круге компаний, уже занимающихся поддержкой ресурсных центров. К ним относятся Новосибирский приборостроительный завод, Новосибирский завод химконцентратов, «Сибиар», НПО «Сибсельмаш», «Сибирский завод металлоконструкций», а также машиностроительный завод «Труд». Кроме того, стало известно, что ФГУП «Почта России» также оборудовало ресурсный центр для ПУ-51, оформив его как обычное отделение связи.

Впрочем, нельзя не отметить, что нынешняя областная программа развития ресурсных центров — это только один из координаторов поддержки профессионального образования. Реальный спектр инвесторов и форм получения средств несколько шире и выходит за рамки региона. Так, в городе работает еще ряд ресурсных центров, созданных на средства национальных грантов, национальных проектов, федеральных программ и потенциальных работодателей. Эти центры начали функционировать еще до старта областной программы развития. Сегодня часть из них уже включена в региональную программу, остальные существуют автономно, поскольку относятся к федеральной власти.

«Еще до областной программы многие образовательные учреждения организовывали ресурсные центры, закупили новейшее оборудование, участвуя в грантах и национальных проектах. Так что мате­риально-техническая база во многом уже была сформирована, мы надеемся дополнить ее под новые специальности», — уточняет происхождение своего ресурсного центра директор профессионального училища № 50 Сергей Аверьяскин.

Дорогое удовольствие

Внимания заслуживает тот факт, что учебные учреждения в основном оснащают центры импортным оборудованием из Германии, Швеции, Италии, Китая. Причем часть его поставляется самими производителями. Известно о двух акциях подобного рода. Поставщиками выступили KNAUF и DMG. Но в этом пуле зарубежной техники есть и любопытные исключения. Так, химико-технологический колледж им. Менделеева получил для ресурсного центра приборы местных производителей: компаний «Мета», «ЭкоНова» и «Эпитек». Это научно-производственные фирмы, ориентированные на нанотехнологии. Так что для новосибирских новаторов появился еще один спектр рынка и внутреннего спроса, куда они могут поставлять свою продукцию.

Акцент в создании ресурсного центра ставится именно на современное оборудование нового поколения. «Задача таких центров подготовить специалистов к новым технологиям на производстве. При обучении только на новом оборудовании повышается уровень компетенции рабочего», — говорит заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Марина Ананич.

Такой подход, несомненно, правильный, но в результате получается, что подобные центры — весьма недешевое удовольствие. Специалисты оценивают создание только одного ресурсного центра в среднем в 100 млн рублей. Эта сумма уходит на закупку профессионального оборудования, формирования материально-технической базы. Кроме того, следует учитывать и средства, которые пойдут на обслуживание техники, а также оплату труда преподавателей. В результате, по грубым оценкам, содержание одного подобного центра обойдется в 1,5–2 млн рублей в год.

Поэтому финансирование программы ведется как из средств областного и федерального бюджетов, так и за счет средств предприятий и организаций, а также самих учреждений профобразования. В рамках реализации программы на модернизацию учреждений, сообщили в обладминистрации, планируется направить более 1,5 млрд рублей. Но даже по самым скоромным подсчетам получается, что для оснащения 20 планируемых до 2012 года ресурсных центров необходимо минимум 2 млрд рублей. К этому еще можно добавить их ежегодное содержание в 40 млн рублей, затраты на амортизацию и необходимость постоянного обновления технической базы. Учитывая, что в Новосибирске ограниченное количество компаний, способных поддерживать образование в таких объемах, возникает закономерный вопрос: смогут ли участники программы и бизнес создать и оборудовать 20 заявленных центров? Не превратится ли это в очередную формальность или в продукт не очень высокого качества?

На холостых оборотах

Ответы на эти вопросы участники проектов напрямую не дают, но замечают, что эти затраты — едва ли не насущная необходимость в условиях современного кадрового голода на рабочие специальности. Миграция качественных кадров на Запад, а также осознанный выбор трудоспособным населением доступного источника дохода — торговли на фоне низких зарплат в промышленных сферах — сделали свое черное дело. Работать на производстве, стройках и в НИИ стало некому.

А те, кто приходит на рабочие вакансии, подчас не обладают достаточным уровнем образования и желанием развиваться в своей профессии. По данным опрошенных нами компаний, качественные специалисты, имеющие опыт и желание развиваться, находятся в меньшинстве, их 40% от общего числа работающих. В основном это люди среднего возраста. «В нашем городе нет ни одного полноценного обучающего центра, охватывающего все аспекты профессии. В итоге так называемые выпускники ПУ работать не умеют и не хотят, а гастарбайтеров в принципе очень трудно обучить чему-то», — считает заместитель директора ОАО «Городская сервисная служба» Надежда Пасека.

Поэтому создание ресурсных центров по последнему слову техники на базе профессиональных училищ и техникумов всеми экспертами рынка образования воспринимается как своеобразная палочка-выручалочка.

Не все гладко и на самих предприятиях, которые также далеко не технологические лидеры в своих отраслях. Может получиться, что высококвалифицированные специалисты будут подготовлены в ресурсных центрах, но работать им всем придется на предприятиях, использующих еще советское оборудование и технологии. Поэтому чтобы механизм образования не работал вхолостую, необходимо параллельно наращивать и материально-технические базы предприятий, которые примерно в 4 раза отстают от экономически развитых стран по уровню автоматической и инженерной продвинутости.

Поэтому меняться должно не только профессиональное образование, но и сами потенциальные работодатели. «Необходимо, чтобы работодатель владел искусством завести человека на предприятие. Нужно сделать это рабочее место сверхпривлекательным. Для этого нужно менять производства, модернизировать рабочие места. Американский предприниматель Генри Форд, известный афоризмами, говорил: «Я делаю автомобиль сначала для своих сотрудников, а потом для всего мира». По этому принципу и нужно выстраивать концепцию предприятий», — говорит почетный президент центра «Суперкадры» Виталий Саратовкин. В этом смысле в результате бурной работы ресурсных центров регион может столкнуться с обратной проблемой — недостатком высокотехничных производств и, как следствие, профицитом квалифицированных рабочих кадров.

Парадокс заключается еще и в том, что, начиная столь глобальный проект, никто в общем-то не озаботился проблемой комплексного изучения производственного потенциала региона и спроса на кадры, в том числе и в перспективе. Ни один из опрошенных нами экспертов не смог обозначить реальные потребности Новосибирской области в тех или иных рабочих профессиях. «Но не изучая потребности инновационной экономики, не зная, что конкретно нужно, ресурсные центры будут вслепую ковать кадры! А инновационная экономика — она не количественная, а качественная. Сегодня же система образования Новосибирска выглядит избыточной для потребностей города», — считает научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Нина Арсентьева.

Конечно, это проблема не только создаваемых ресурсных центров, но и всей системы профессионального образования — от училищ до университетов. Ведь модель отечественного образования выстроена под потребности еще советской экономики, нацеленной на глобальный промышленный размах. Сегодня от него остались разве что амбиции. Основываясь исключительно на них, стабильную систему снабжения региона кадрами не выстроить — она будет страдать от дефицита то людей, то рабочих мест.

Ресурсные центры, созданные в рамках программы развития профобразования Новосибирской областной администрации

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№48 (313) 5 декабря 2011
Освоение Арктики
Содержание:
Вахтой не обойтись

Освоить сибирский Север исключительно вахтовым методом не получится. Нужна сеть современных городов, которые станут кадровыми, технологическими и сервисными центрами освоения арктических территорий

Реклама