Тотальная автоматизация

Спецвыпуск
Москва, 05.12.2011
«Эксперт Сибирь» №48 (313)
Бизнес все активнее автоматизирует основные процессы посредством телематических решений. Следующий шаг телематики — переход из корпоративного в частный сегмент

Телематические решения (употребляется также термин М2М — Machine-to-Machine) — общее название технологий, которые позволяют машинам и механизмам обмениваться информацией друг с другом или передавать ее в удаленном порядке. Эти технологии сегодня активно применяются в системах мониторинга транспорта, охранных мероприятиях, ЖКХ и энергетике, системах позиционирования на основе ГЛОНАСС / GPS и позволяют передавать данные о месторас­положении объекта, температуре, уровне запасов того или иного сырья, необходимости регулирования освещения и так далее. Несмотря на то что рынок этих решений в мире существует уже более 20 лет, в Россию они начали приходить буквально в последние годы. И сразу же показывать кратное увеличение абонентской базы и трафика. Прогноз на будущее у различных компаний отличается незначительно: от 60 до 100% роста по выручке ежегодно как минимум в ближайшие пять лет. Причем сегодняшние тенденции налицо: телеком все больше обращает внимание на частных лиц и их потребности в автоматизации своей жизни.

Широкой поступью

Считается, что первой разработкой в сфере М2М стало решение калифорнийской компании Qualcomm, разработанное в 1989 году для отслеживания коммерческого транспорта. М2М в России тоже начался с транспорта. Традиционно первой в этом направлении принято считать компанию «М2М Телематика» (сегодня на 51% принадлежит АФК «Система»), которая все время своего развития показывала кратный рост продаж в сегменте транспорта и охраны объектов. В свою очередь среди мобильных операторов в телематике лидирует «большая тройка» — МТС, «Билайн» (ОАО «ВымпелКом») и «МегаФон», собирая львиную долю выручки в этом сегменте (см. график 1). Причем компании долго шли к системе комплексных М2М-решений, предлагая своим клиентам с 2008 года на первых порах также только системы мониторинга транспорта.

Кратный рост абонентской базы и выручки основных игроков на рынке (см. график 2) объясняется просто — как когда-то рынок семимильными шагами захватывала мобильная связь вообще, так и сегодня его захватывают телематические решения. Не говоря уже о ЖКХ и медицине, отметим только, что и буквально забитая системными интеграторами отрасль мониторинга транспорта даже не приблизилась к своему насыщению. «Согласно оценкам российских аналитиков, уровень проникновения систем мониторинга транспорта в России составляет всего 3–4 процента. Компаний, оснащенных системами мониторинга транспорта в сегменте малого и среднего бизнеса не так много. Сейчас рынок этих решений находится в стадии роста, на нем только-только возникают некоторые стандарты (по отраслям, по количеству транспорта), на основании которых можно разрабатывать коробочные продукты», — рассказывает руководитель абонентского отдела ОАО «Русские Навигационные Технологии» (РНТ) Иван Федоров.

Россия с точки зрения перспектив проникновения М2М-решений — как всегда впереди планеты всей. Если по ожидаемым итогам число пользователей М2М во всем мире удвоится, то в нашей стране в зависимости от сегмента вырастет в три-шесть раз. Причина все та же — низкий уровень проникновения услуг, который сегодня едва дотягивает до 2%, однако уже к 2015 году должен, по оценкам экспертов «Цезарь Сателлита» превысить 30%, показав тем самым более чем десятикратный рост. Что же касается внутреннего российского рынка, то здесь Сибирь играет ту же роль, что и Россия в мире, — догоняющего, но очень активно развивающегося региона (см. график 3). «Количество SIM-карт, подключенных к телематическим сервисам МТС в сибирском регионе, с начала 2011 года увеличилось в четыре раза. Ежемесячный трафик в сегменте М2М за этот же период вырос в четыре с половиной раза, а количество корпоративных клиентов, использующих М2М в Сибири, выросло в три раза. Данная динамика характерна для общероссийских показателей и даже несколько опережает их. Так, число SIM-карт МТС в России, задействованных в телематических сервисах, по итогам первого полугодия 2011 года увеличилось только на 60 процентов», — говорит директор филиала «МТС-Сибирь» Александр Соловенчук. Больше того, таких темпов роста, по всей видимости, не предполагали сами операторы связи. «По итогам 2011 года мы ожидаем двукратное превышение прогнозов компании по продажам телематических услуг», — рассказывает Соловенчук.

О том, что в бизнесе можно применять М2М-решения, в Сибири узнали не только сейчас. Например, еще в апреле 2009 года оператор связи «МегаФон» (тогда еще ЗАО «Мобиком-Ново­сибирск») выиграл тендер мэрии Новосибирска на создание системы управления освещением отдаленных районов города с помощью GSM‑термина­лов и sms-каналов сети связи. Другое дело, что сегодня такие проекты перестали быть единичными — в М2М, похоже, поверили. Тот же оператор уже в этом году запустил в Кемеровской и Омской областях аналогичный проект: на мачте связи «МегаФона» была установлена управляемая при помощи М2М-решений камера для контроля леса на предмет возникновения пожаров или незаконной вырубки дальностью обзора около 50 км. А уже упоминавшаяся «М2М Телематика» в июне этого года объявила о создании единой системы ГЛОНАСС в Сибири на базе местных компаний-партнеров из Томска, Новосибирска, Барнаула и Кемерова. Суть проекта проста — в случае выезда из своего региона автомобиль будет виден диспетчерам всех указанных городов.

Причем если раньше М2М-решения в обывательском восприятии в Сибири считали неоспоримой вотчиной МТС, то сегодня ситуация меняется, и его конкуренты растут подчас даже более впечатляющими темпами, что, впрочем, можно связать с их «догоняющим» развитием. «2011 год можно назвать самым успешным в плане внедрения M2M-сервисов компанией «МегаФон». Ежемесячно число клиентов увеличивается на 70–100 процентов, а в количестве реализованных SIM-карт с начала года мы фиксируем 12-кратный прирост. Сегодня у нас работает свыше 20 000 SIM-карт M2M, причем на два осенних месяца пришелся трехкратный рост количества реализованных карт», — рассказывает заместитель коммерческого директора — руководитель службы по работе с бизнес-рынком сибирского филиала ОАО «МегаФон» Наталья Тимощук.

Транспорт и банкоматы

За исключением разве что «МегаФона» основные потребители услуг в сегменте M2M — все те же транспортные компании (см. график 4). «На данный момент ключевыми сегментами на российском рынке с точки зрения роста количества устройств являются сфера перевозок (мониторинг подвижных объектов) и транспорта, причем как частного, так и государственного / муниципального, а также платежные системы и ритейл (банкоматы, терминалы по приему платежей, POS-терминалы)», — комментирует регио­нальный директор сибирского региона ОАО «ВымпелКом» Роман Шульгинов

В этом смысле транспорт — наиболее заметная с точки зрения эффекта от телематических серсивов система, а с точки зрения объективной оценки — еще и самая открытая. Так, барнаульское ООО «Автовокзал-Пригород» обеспечило тысячу единиц своего автотранспорта SIM-картами МТС, еще более 800 комплектов связи приобрел уже городской электротранспорт в лице МУП «Горэлектротранс». Подобная ситуация — в Новосибирске, где МУ «Центр управления городским авто­электротранспортом при ДТ и ДБК мэрии г. Новосибирска» (МУ ЦУГАЭТ) сегодня использует порядка 2 000 SIM-карт МТС в бортовых навигационно-связных терминалах, установленных на городском автотранспорте (маршрутные такси, автобусы, троллейбусы, трамваи). Кстати, именно благодаря этой технологии у пассажиров появилась возможность в режиме онлайн отслеживать местонахождение своего автобуса — мэрия города запустила соответствующий сайт летом этого года. А Красноярский край традиционно делает ставку на ГЛОНАСС — до 2013 года этими системами здесь должны быть оснащены не только городские и междугородние автобусы, но и речные суда.

Правда, пока не столь распространены комплексные М2М-решения, бизнес ограничивается полумерами. Грубо говоря, используются системы мониторинга транспорта, но не контролируются действия работников сервисного обслуживания машин. Но эксперты уверены — хотя бы с точки зрения выгоды бизнеса куда более эффективно внедрять М2М на всех стадиях производства. «ВымпелКом» сейчас отходит от роли «трубы», и помимо каналов передачи данных мы предлагаем своим клиентам дополнительные услуги в области управления и мониторинга работы SIM-карт. Так, в прошлом году мы запустили специальную М2М-платформу, которая позволяет нашим клиентам самостоятельно управлять своими SIM-картами в оборудовании, на данный момент этот продукт является уникальным на рынке РФ», — отмечает Роман Шульгинов. 

Классические 15%

Конкретные данные по экономии в результате применения телематических решений разнятся, но находятся примерно на отметке 15%. Контроль при помощи М2М позволяет прежде всего бороться с нерадивыми сотрудниками: «левыми» заказами, сливами топлива, проникновением на закрытsе объекты и так далее. «По нашим подсчетам, компании-грузо­пере­возчики после внедрения M2M экономят на топливе около 15 процентов в месяц, предотвращая нецелевое использование транспорта ГСМ», — констатирует Наталья Тимощук.

В ЖКХ эта экономия, по всей видимости, за счет объемов может быть и больше. Например, в новосибирском МУП «Теплоэнергоресурсосбережение» на основе порядка 1 200 телематических комплектов от МТС создана система, автоматически замеряющая уровень потребления тепла и определяющая нужный уровень поставок тепловой энергии. Экономия за счет минимизации нерационального использования ресурсов и экономии времени сотрудников на «ручной» контроль здесь оценивается в 20%. Меняется и качество работы. «Например, если раньше суровой зимой датчик GPS/ГЛОНАСС переставляют поближе к двигателю грузовика, а летом наоборот (иначе из-за переохлаждения или перегрева могли выйти из строя SIM-карта или само оборудование), то теперь благодаря специальным «термо» SIM-картам и новому оборудованию это уже ни к чему», — рассказывает Роман Шульгинов.

А в ряде сегментов М2М-решения, по сути, и вовсе создают новые ниши для развития бизнеса. Например — рынок платежных систем, в котором большая часть терминалов оплаты использует для доступа в Сеть SIM-карту, это позволяет установить их практически в любом месте, в котором есть доступ к электричеству. Это способствует быстрому расширению зоны присутствия, что опять же ведет к росту прибыли.

Каждому по М2М

Рост рынка телематических решений продолжится и далее. Скажем, на ближайшие пять лет «Билайн» в Сибири планирует наращивать свои доходы от этого направления в среднем на 95% при росте рынка в среднем на 60% ежегодно. При этом очевидно, что М2М постепенно перестанет быть исключительно корпоративной услугой для бизнес-сегмента, а превратится в повседневную технологию для каждого человека. Уже сегодня это видно, скажем, в отрасли охранных систем. Например, в Красноярском крае, по данным МТС, при помощи М2М-решений организованы охрана и удаленный контроль более чем в трех тысячах квартир, офисов и гаражей (рост с начала года на 50%, рост по сегменту частных лиц — 30%).

По субъективным ощущениям, больше всех в этом направлении преуспел «МегаФон» — сегодня оператор предлагает своим клиентам сервис «Видеонаблюдение» для частных клиентов (при помощи IP-камеры наблюдения, которая может реагировать на движение и записывать видео на сервер «МегаФона»), MMS-камеру (она тоже может реагировать на движение благодаря датчику и высылать по MMS фотографии квартиры) и даже SMS-розетку, отправляя сообщения на которую можно удаленно управлять работой электроприборов в своем доме.

Но будущее еще увлекательнее. «Например, небольшие браслеты можно будет использовать для контроля за пожилыми и больными людьми. Без участия врача такое устройство сможет снимать показания давления, сердцебиения и даже уровня сахара в крови и в случае необходимости сообщать об этом врачу или родственникам с помощью модуля сотовой связи», — прогнозирует Наталья Тимощук. Подобные услуги уже начинают предоставлять своим клиентам медицинские центры в Европе и Северной Америке. Пациент получает специальный браслет, а медицинский центр по необходимым параметрам (давление, сердцебиение, уровень сахара в крови) контролирует тенденции развития физического состояния своего клиента.

«Эти сферы пока слабо представлены в России, но на примере западных стран мы можем наблюдать большой потенциал, и к 2020 году они почти наверняка станут для нас обычным явлением, а «перспективными» направлениями будут называть те, о которых сейчас мы и не догадываемся. Мы действительно очень скоро придем к умной технике. Она будет повсюду — начиная с решений для бизнеса, заканчивая холодильниками, которые оповестят нас о пустующих полках, и ошейниками, которые через веб-интерфейс позволят увидеть, где гуляют наши питомцы», — заключает Роман Шульгинов.

Как когда-то фантастической казалась идея сотовой связи, так сегодня выглядят и описываемые технологии для повседневного быта. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны, и вряд ли в ближайшие годы что-то может превратить этот сегмент в менее перспективный.

Распределение доли рынка М2М среди мобильных операторов
Динамика прироста сегмента М2М у отдельных компаний
Прирост по отдельным показателям сегмента М2М в деятельности МТС (9 мес. 2011 года к 9 мес. 2010 года)
Структура потребления М2М-сервисов по отраслям

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№48 (313) 5 декабря 2011
Освоение Арктики
Содержание:
Вахтой не обойтись

Освоить сибирский Север исключительно вахтовым методом не получится. Нужна сеть современных городов, которые станут кадровыми, технологическими и сервисными центрами освоения арктических территорий

Реклама