Большое будущее

В перспективе Тува станет одним из крупнейших центров угледобычи страны

Тува — будущая угольная Мекка. В долгосрочной перспективе именно Улуг-Хемский бассейн имеет все шансы заменить истощающиеся запасы Кузбасса. Общие запасы Улуг-Хемского бассейна составляют более 14 млрд тонн высококачественного коксующегося угля. Крупнейшие месторождения Республики — Ка­а-Хемское, Межегейское, Элегестское и Ээрбекское. Разрабатывать тувинские угли в первую очередь планируют металлурги. Evraz в 2010 году выиграла конкурс на участок «Восточный» в Улуг-Хемском бассейне с запасами 569 млн тонн коксующегося угля и Межегейское месторождение с запасами 213,5 млн тонн. Компания планирует к 2017 году начать строительство на месторождении ГОКа, а в 2021 году вывести его на проектную мощность.

Участок «Центральный» (запасы — 639 млн тонн коксующегося угля) принадлежит «Северстали». Элегестское месторождение в июне 2011 года купили владельцы Русской медной компании Игорь Алтушкин и Руслан Байсаров. В 2012 году новые владельцы рассчитывают довести добычу до 2 млн тонн, а к 2016-му выйти на проектную мощность 18 млн тонн. Проявлял интерес к тувинским углям и НМЛК.

Входящая в En+ Group Тувинская горнорудная компания является крупнейшим производителем угля в Туве и добывает сейчас около 1 млн тонн в год, планируя увеличить добычу до 1,5 млн тонн в ближайшие три года. Запасы компании составляют около 70 млн тонн, она участвует также в аукционе на лицензии на разработку соседних участков с запасами более 230 млн тонн. Итоги аукциона должны быть подведены 15 декабря.

Сегодня ключевая проблема Тувы — отсутствие железной дороги, по которой добываемый уголь можно вывозить за пределы Республики. Объемы угля, добываемые на Элегесте, сегодня незначительны; ТГРК вывозит за пределы Тувы примерно 400–500 тыс. тонн в год на грузовиках до Минусинска, где уголь перегружается в вагоны и отправляется на металлургические предприятия в России и за ее пределами.

Для решения этой проблемы в 2006 году началась подготовка проекта строительства 400-километровой железнодорожной ветки Кызыл–Курагино, которая свяжет Улуг-Хем с Транссибом. Предполагается, что проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства. О намерении выступить соинвесторами проекта заявили уже практически все вышеперечисленные компании. Предварительно объем инвестиций в строительство дороги оценивается в 130–180 млрд рублей, пропускная способность составит 15 млн тонн угля в год. Но, как отмечают некоторые эксперты, строительство ветки не решает существующих уже сейчас проблем с перегруженностью Транссиба и экспортных портовых мощностей.

Большие перспективы и у угледобычи Иркутской области. Так,запасы компании «ВостСибУголь» — более 1,2 млрд тонн энергетического угля. Годовая добыча — около 15 млн тонн. Как говорят в компании, при наличии спроса и расширении пропускной способности железных дорог, объем добычи можно увеличить до 30 млн тонн в год. По планам энергетиков, к 2020 году в Иркутской области должны появиться новые угольные станции суммарной мощностью около 1 ГВт.