Пока только сборка

Сергей Чернышов
12 декабря 2011, 00:00
  Сибирь

В Новосибирске открылся долгожданный завод «Лиотеха» по производству литий-ионных аккумуляторов. Правда, все технологии, производство исходных материалов и основные рынки сбыта остались в Китае

Фото: Виталий Волобуев
Директор по развитию «Лиотеха» Игорь Чапаев показывает Анатолию Чубайсу итоги общего двухлетнего проекта

В минувший четверг на площадке новосибирского Промышленно-логи­стичес­кого парка (ПЛП) состоялся запуск производственной линии завода литий-ионных батарей, несколько месяцев откладывающийся из-за нехватки мощностей на площадке ПЛП. Проект реализован силами ООО «Лиотех» (50,0001% принадлежат китайской компании Thunder Sky, остальное — ОАО «Роснано»). Общая стоимость проекта составляет порядка 13,5 млрд рублей, из которых порядка 6,5 млрд составили инвестиции «Роснано», около полумиллиарда — средства государственной поддержки, остальное — инвестиции китайских партнеров и привлеченные средства. Площадь завода — около 40 тыс. кв. м. Таким образом, это один из крупнейших реализованных инвестиционных проектов в Новосибирской области за последнее десятилетие. Правда, с точки зрения технологической составляющей значение проекта «Лиотеха» пока невелико — это фактически сборка аккумуляторов по китайским технологиям из привезенных комплектующих.

Усеченная версия

Технология литий-ионных аккумуляторов (в отличие от прежнего поколения батарей — литиевых), которую в «Роснано» называют прорывной, основана на применении в качестве основы литий-железо-фосфата. Технология эта действительно новая — открыли ее только в 1996 году в Техасском университете, а уже в 1998 году была образована китайская компания Thunder Sky — та самая, которая реализовала проект в Новосибирске. Китайское технологическое преимущество в этой отрасли сегодня фактически не оспаривается — большинство заводов по производству литий-ионных аккумуляторов сосредоточены именно в Поднебесной.

О локализации подобного проекта в Новосибирске впервые заговорили в 2009 году, когда было подписано соответствующее российско-китайское соглашение. Новосибирск был выбран не случайно: прежде всего город находится вблизи Китая, в 13 провинциях которого приняты программы по переводу городского транспорта на электротягу. Правда, изначально предполагалось, что завод будет располагаться на площадке Новосибирского завода химических концентратов (НЗХК, входит в структуру госкорпорации «Росатом») и включать в себя не только конечную сборку аккумуляторов, но и производство катодного вещества — одного из основных составляющих батарей.

В итоге и завод был построен на площадке ПЛП, и собственное сырье для сборки аккумуляторов решили пока завозить в бочках из Китая, а проект создания отечественного аналога на НЗХК пока рассматривается лишь в качестве проекта «с высокой долей вероятности по реализации».

Масштабный эффект

Вместе с тем нельзя не признать, что и в нынешнем виде завод — одно из самых масштабных начинаний в Новосибирской области. «Это первый подобный аккумуляторный завод в России. Наши аккумуляторы благодаря новой технологии имеют самый высокий показатель мощности на единицу площади. На заводе будут выпускаться аккумуляторы мощностью 200, 300 и 700 ампер•часов, предприятие сейчас будет выпускать порядка двух тысяч штук аккумуляторов в смену, а в перспективе — в шесть раз больше», — рассказывал, ведя экскурсию по еще пахнувшему краской производству, главный инженер «Лиотеха» Андрей Петров.

На открытие завода приехал и глава «Роснано» Анатолий Чубайс, с чьей легкой руки два года назад и начинался этот проект. На церемонии запуска он буквально источал оптимизм: «Когда мы начинали проект, мы понимали, что в нашей стране на тот период технологии были позавчерашние. Мы провели анализ технологий по всему миру, в том числе и в Силиконовой долине, и в итоге остановились на китайских партнерах. На этот счет было много скепсиса у наших оппонентов, но все претензии мы отбили. Во всем мире очевиден тренд на электродвигатели, у нас же не было только одного компонента — аккумуляторов. Теперь он есть».

Основной потребитель готовых батарей — тот же Китай, который с каждым годом все больше испытывает недостаток углеводородов. Но уже есть и отечественные партнеры. Так, будет подписан контракт на поставку батарей на сумму 3 млрд рублей с компанией «Мобэл» (республика Татарстан), переговоры ведутся и с производителем автомобилей Sollers. В целом же уже в 2012 году завод планирует достичь объема сбыта 9–10 млрд рублей, а к 2015 году — 25 млрд и более. Минимальный бюджетный эффект составит порядка 500 млн рублей ежегодно.

В конце церемонии открытия Анатолий Чубайс предрек Новосибирску создание крупнейшего аккумуляторного кластера на территории России. «Высока вероятность, что будет доведен до строительства завод катодного материала, дальше — производство анодного материала. Потом необходимо «подтягивать» научные и образовательные организации. Только на научно-исследовательскую работу в проекте завода заложено 45 миллионов долларов», — вселял надежду Чубайс.

Правда, вряд ли китайские партнеры особенно стремятся делиться с российскими производителями своими технологиями, поэтому рассчитывать здесь приходится только на свои силы. Пока же диспозицию в деле технологий вполне четко обозначил глава компании в России Стив Лу. «Наш завод — это завод российского народа и китайских инженеров», — заметил он.