«Даже торговля предъявляет свои требования к пространству, в которое ее помещают»

19 декабря 2011, 00:00
  Сибирь

Кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектуры гражданских зданий Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Ангелина Провоторова

Фото: Виталий Волобуев
«Девелоперы сегодня навязывают такую линию развития — выжимания максимума денег с минимума площади»

— В последние два десятилетия в Новосибирске можно зафиксировать бум строительства торговых центров (ТЦ). Тенденция имеет две составляющие. Первая — строят огромные сооружения, в которые запихивают торговлю и какие-то сопутствующие функции. Вторая — берут маленькие магазинчики и объединяют их в торговый комплекс.

В Европе и Америке аналогичные процессы происходят по-разному. В Европе очень трудно найти то, что у нас называется торгово-развлекательным комплексом (ТРК), сооружением, в котором был бы целый набор самых разных функций. Там все в основном дифференцированно. В Европе различают 14 сфер жизнедеятельности человека, гармония же достигается тогда, когда эти сферы находятся в определенном соотношении, когда каждая из них объединяется с другими на уровне взаимодействия. В Штатах распространен принцип многофункциональности. В одном здании находится все. Я подробно изучала опыт американских центров обслуживания — огромных комбинатов, очень многолюдных, в которых кроме торговли размещается около 100 всяких функций, от еды до библиотек. Все устроено в виде просторной галереи, где стоят столы, а справа и слева расположены уголки, где все это действо происходит — кто-то перекусывает, кто-то читает, кто-то делает уроки. Люди проводят там очень много времени, все делают это вместе, и никто друг другу не мешает.

У нас центры тоже формируются по принципу аккумуляции. Доминантную функцию — торговлю — сопровождают либо офисы, либо гостиницы (что редкость). Социально-культурный ассортимент, которым мы дополняем торговлю, предельно узкий и рассчитан на массового потребителя с низкими запросами. Сегодня еще только пытаются построить баланс между торговлей и другими 13 функциями. Торговля же подавляет все остальное. В США стратегия — собрать как можно больше денег с одного квадратного метра, у нас пытаются делать то же самое, правда, несколько иначе. Например, архитектор в ТЦ «Москва» предлагал сделать атриум для привлекательности и удобства, но заказчики отказались.

Очевидно, с городом так поступать нельзя, это очень сложный организм, живущий в соответствии с закономерностями, которые давно описаны, но о которых никто не читает, в том числе и девелоперы. В результате мы имеем явление, которое называется ротация функций, когда здание строят как просто коробку, затем находят якорного арендатора, а потом кто успел, тот туда и въехал. Угодно это месту, неугодно — никто не думает. Если не угадал, если поместил сюда, к примеру, цветочный магазин, когда тут, грубо говоря, и потребность в ежедневной покупке цветов не ночевала, то хочешь, не хочешь — не получится. И мы наблюдали уже много таких сюжетов, когда в одном здании (где 25 функций) за год 15 арендаторов выехали и 15 новых въехали. Конечно, можно сделать скидку на то, что они не умеют дела вести, они прогорели. Но они ведь и прогорели потому, что закономерности не были соблюдены.

Сегодня торговые комплексы делают с избытком торговых учреждений, сценария жизни, как в американских центрах, здесь нет. Случайный подбор арендаторов по принципу «два прогорят, а пять останется». И что мы видим? В центрах многие отделы дублируют друг друга. То, что между ними конкуренция существует, это, конечно, хорошо, но условия, в которые они поставлены изначально, делает ее неуместной. Даже торговля предъявляет свои требования к пространству, в которое ее помещают. Но у нас обычно не выдерживается сценарий прохождения посетителя по помещению. Исключение — ТРК «Мега». Там уникально проработана технология покупки. Размещение залов, размещение продукции. Стрелочки-навигаторы как своеобразная нить Ариадны, постоянные схемы, удобное обслуживание покупателей. Там можно провести много времени и выбрать то, что тебе надо. Демонстрация товара очень удачная. IKEA выделяется в ряду всех остальных торговых монстров и ассортиментом, которого нет нигде.

Развлекательная же функция наших комплексов очень искусственная. Взять, к примеру, «Калина Центр». Там вход в центр один, а вход в кинотеатр другой — никакой интеграции нет в принципе. А смысл размещения в одном здании разных функций состоит как раз в интеграции.

Мы сегодня превысили долю торговли в общем и целом. В других странах она в городском контексте составляет 25 процентов, у нас, если взять любой пятачок городской среды, торговая функция выше 50 процентов. Это означает, что все остальные функции — культурно-просветительские, зрелищно-развлекательные, здравоохранение, спорт, воспитание, образование — идут к минимуму. Девелоперы сегодня навязывают такую линию развития — выжимания максимума денег с минимума площади. С другой стороны, высокая доля торговли в нашей жизни может быть неслучайной. Новосибирск стоит на перекрестке массы путей, это хорошее место для перевалочного пункта. Город так и называют — крупнейший торгово-перевалочный пункт за Уралом. Если допустить, что наши чиновники работают на процесс глобализации, то путь у нас один. Мы потенциальные клиенты ТЦ. Фактически жители столицы глобализма и потребительства в Сибири.