Дело не в гамбургерах

Александр Попов
26 декабря 2011, 00:00
  Сибирь
Александр Попов

Несколько лет назад случился со мной анекдотический случай. Один иностранец, по-моему, американец, с которым я через общих знакомых встретился за чашкой кофе в московском кафе, спросил: «А вот у вас в Новосибирске McDonalds есть?». Я ответил, что нет и даже не планируется. Лицо американца в тот момент выражало такую адскую смесь удивления и сочувствия, что я чуть не разочаровался в месте, где родился, вырос и живу до сих пор.

Знатоки общения с экспатами мне потом объяснили: наличие на территории того или иного региона ресторана McDonalds — своеобразный барометр, который показывает иностранцам, что там можно doing businness. И в этом просматривается железная логика: они уверены, если до таких далей дошел знакомый каждому американцу с детства продавец гамбургеров, значит, там можно неплохо жить и работать.

Не знаю, в McDonalds ли дело, но анализ иностранных инвестиций, который мы предлагаем вашему вниманию (см. «Их слишком мало» на стр. 18), показывает, что без гамбургеров у нас действительно мало что получается. Значительный поток зарубежных денег составляют репатриированные капиталы, вывезенные из России по вполне легальным схемам. И в этом нет ничего страшного, ведь деньги, как ни крути, в экономику возвращаются. Популярны и кредитование в зарубежных банках, и привлечение иностранцев в капитал местных компаний в качестве портфельных инвесторов… Не хватает реальных прямых инвестиций. Их очень мало, и большая их часть — всего лишь точечные начинания, которые на общую картину никак не влияют. В нашем исследовании об этом прямо заявляется — Сибирь для иностранных инвесторов пока что мало привлекательна.

С другой стороны, с каждым годом все туманнее видятся перспективы быстрой модернизации российской экономики без иностранного участия. У нас, конечно, десятки и сотни собственных технологичных компаний, но маховик инновационного развития даже они раскручивают в тесной связке с зарубежными партнерами. Ярчайший пример — томский «Микран», создавший СП с Nokia Siemens Network. И это нормально — за счет зарубежных технологий развивать собственную экономику. Только делать это нужно так, чтобы она, экономика, не превращалась в технологический придаток Запада или Востока. Другими словами — учиться у иностранных компаний, но экспортировать не технику, а технологии ее изготовления. Этакий китайский способ — чем не пример для подражания?

Локально такие примеры уже есть, и они подтверждают — этот путь вполне реален. Например, шведская IKEA, открыв свой мебельный магазин в своем же торговом центре «Мега» в Новосибирске, произвела в городе эффект взорвавшейся бомбы — ходить в традиционные до этого «хозмебельторги» местному покупателю вмиг стало противно. Технологии торговли, придуманные шведами, широкий и необычный ассортимент — все сработало на то, чтобы менталитет потребителя, ранее таким качеством и количеством не избалованного, изменился. Аналогичная ситуация с продуктовыми супермаркетами французской сети Auchan или магазинами формата DIY тоже французской LeroyMerlin. При этом появление таких гигантов в Сибири не привело к закрытию стандартных для этих мест хозяйственных или мебельных магазинов. Они работают и сегодня. Но на возросшие потребности покупателей им тоже приходится реагировать. «IKEA и прочие подобные игроки учат нас работать и дают весьма неплохой стимул развиваться еще активнее», — признавал исполнительный директор сети магазинов «Посуда Центр» Игорь Васюков. Кстати, эта компания вошла в рейтинг «газелей» (самых быстрорастущих предприятий Сибири), недавно составленный нашим журналом (см. «Заложники сырьевого сектора» в «Эксперте-Сибирь» № 47 за 2011 год). Значит, этакая модернизация целой отрасли — в данном случае торговли — за счет иностранцев в регионах случилась. И вряд ли эти процессы можно теперь обратить вспять.

Однако подобные инвесторы в силу масштабов своей деятельности, объемов приносимых инвестиций, размеров рынков, на которые они приходят, физически не способны в целом повлиять на структуру местной экономики. Вложения в строительство «Меги» явно не сравнить с инвестициями в завод любого профиля. Или в нефтяную скважину. Очевидно, что иностранные деньги должны активнее приходить и в традиционные для Сибири отрасли. В том числе в нефтегазовый сектор, металлургию, добычу полезных ископаемых, транспорт и логистику, чтобы и эти отрасли превратились из пережитка колониальной эпохи в субъекты развития территорий. В интервью «Эксперту-Сибирь» доктор экономических наук Валерий Крюков открыто говорил о том, что в добывающий сектор следует привлекать иностранцев. Все это нужно затем же, зачем и новосибирскому рынку мебели требовалась ИКЕА — расшевелить и стимулировать к развитию.

Следует признать, что в таком ключе с иностранными инвесторами на уровне регионов толком никто не умеет работать. Губернаторам проще запланировать реализацию мегапроектов «Газпрома», РЖД или «Росатома». Даже беглый анализ крупнейших инвестиционных проектов, запланированных к реализации в регионах Сибири до 2020 года (см. «Неповоротливые» на стр. 38), показывает — основные денежные потоки в развитие нашего макрорегиона продолжают формировать бюджет и квазигосударственные структуры (в частности госкорпорации), а также частные ФПГ, зачастую также предпочитающие действовать в формате государ­ственно-частного партнерства. Настоящих иностранцев в Сибири — единицы. Их действительно не завлечь выставками и форумами. Да и McDonalds вряд ли что-то изменит, даже если дойдет наконец до наших далей.

Поэтому нужно учиться. Местному бизнесу — перестать бояться иностранцев, ведь у них можно научиться работать лучше. Регионам — освоить азы инвестиционной деятельности. Это сложнее, чем построить экспоцентр или провести форум. Наконец, всем нужно учиться смотреть не только на Запад, но и на Восток. И тогда в Сибири есть шанс создать мульти­культурную среду, в которой будет комфортно всем и работать, и жить.