Логика среднего класса

Политика
Москва, 06.02.2012
«Эксперт Сибирь» №5 (318)
Когда политик сегодня обращается к среднему классу, он, скорее, рассчитывает не на сиюминутный эффект, а на будущие изменения в обществе

Фото: Виталий Волобуев

Новосибирск посетил бизнесмен (кому-то больше нравится называть его также олигархом и предпринимателем) и теперь уже официальный кандидат на пост президента России Михаил Прохоров, которого журнал «Эксперт» назвал «Человеком года-2011». Помимо встречи с представителями городского бизнес-сообщества, многие из которых летом прошлого года поддержали проект «Правого дела» (и покинули его вместе с Прохоровым), и не совсем понятной ситуации с посещением новосибирского Академгородка (в который региональные власти то ли пускали, то ли не пускали кандидата в президенты), внимание на себя обращает его встреча с молодежью Новосибирска.

Это мероприятие в общем-то стало бы заштатным в предвыборной кампании любого из кандидатов в президенты, если бы не несколько важных, а для молодежи едва ли не судьбоносных отличий. Во-первых, информация о встрече распространялась исключительно посредством социальных сетей, а значит, была открытой и понятной любому интересующемуся политикой пользователю Интернета. Во-вторых, ее могли посетить все, без какой бы то ни было обязательной предварительной регистрации — просто прийти в киноконцертный комплекс им. Владимира Маяковского, расположенный на Красном проспекте в центре Новосибирска. Наконец, в-третьих, никто не подво­зил к месту встречи молодежь на автобусах. По каждому из этих пунктов встреча с Прохоровым разительно отличалась от показательных мероприятий типа съездов «Молодой гвардии».

В итоге в крупнейший кинозал города, названный в честь высокого ростом поэта, пришло, по данным организаторов, порядка 1 700 человек. Поверить этой цифре можно — зал вовсе не маленького советского кинотеатра был забит желающими увидеть Прохорова, люди стояли в проходах и сидели на сцене. Несколько десятков внутрь не пустила охрана, предотвращая возможную давку в зале. Полюбопытствовать пришли известные менеджеры новосибирских компаний, политтехнологи, журналисты, ученые и представители «традиционной» молодежной политики, которая обычно творится на бумаге в томной атмосфере правительственных кабинетов. Кстати, одновременно с этим событием в правительстве Новосибирской области проходила встреча другой, «правильной» молодежи с министрами региона, которые в своих твиттерах позже написали, что в этих кругах поход на встречу с Прохоровым был приравнен едва ли не к измене родине и обещал им прекращение любой поддержки со стороны власти.

Прохоров говорил о многом. О том, что его зарегистрировали кандидатом 25 января — в Татьянин день, традиционный праздник студентов. Об отмене «унизительного института прописки». О том, что он предлагает людям свободу и право выбора. Даже о том, что в Новосибирске должны построить третий мост и что нельзя допустить «превращения Facebook в ФСБ-бук». О конкуренции в экономике и о распространении льгот Сколково на все наукограды России: «Это же нелогично, когда ученый в новосибирском Академгородке работает в более плохих условиях, чем пока еще не известный проект, на который пытаются потратить огромные деньги без реального результата».

А еще Прохоров процитировал Киплинга: «Мы с вами одной крови». И это правда. Заметим, что в своей кампании бизнесмен отличается от других кандидатов не критикой Владимира Путина, не поклонами в адрес Болотной площади и не обещанием экономических реформ, а тем, что говорит на языке среднего бизнеса, который хочет не красивых лозунгов, а логичной, аргументированной позиции. Говорит с людьми, которые хотят от государства не социальных льгот, а возможностей работать и зарабатывать самостоятельно. В этом смысле его обращение к молодежи логично. Это поколение, которое уже не помнит СССР и которому в лихие девяностые было по 10–15 лет. Они не питают антипатии к Прохорову как к «олигарху» и человеку, который «украл часть общенародной собственности». Они вообще не видят ничего предосудительного в богатстве (кажется, это останется главной претензией к Прохорову со стороны других кандидатов). И этим они ничем не отличаются от людей во всем мире — например, кандидат на пост президента США от республиканцев Митт Ромни в своей декларации за два года указал доход в 43 млн долларов, да еще и признался, что уплатил с этой суммы налогов менее 15%.

С точки зрения российской действительности, такой путь к популярности — не самый быстрый. Прохоров не говорит с самым активным пока электоратом — пенсионерами, не обращается он и к «синим воротничкам», которые просто не поймут его предложения о том, что, например, нужно выдавать гражданам все заработанные ими деньги и переложить на них ответственность за уплату налогов: «Когда мы увидим, сколько денег платим государству, тогда возмущение ужасной медициной и отвратительными дорогами станет подкрепленным конкретными цифрами».

Такое поведение рискованно и явно не позволит Прохорову надеяться на феноменальные результаты на выборах президента — подавляющее большинство граждан его просто не поймут. Зато он действует перспективно. С каждым годом в стране будет появляться все больше людей, для которых вечная отсылка к райским застойным временам, обещания заботиться о русских, да и отеческая забота о нации — пустые слова. Им будет нужна свобода предпринимательства, передвижения по стране и за ее пределами, современная медицина и конкурентоспособное образование. Поэтому нынешняя президентская кампания Прохорова — это в какой-то мере его личная инвестиция в будущее. Этакое вложение в пока только нарождающийся стартап, называемый средним классом, в который никто не верит, но который в будущем захватит рынок — в общем, все, как в бизнесе.

Новости партнеров

    Реклама