Город у озера

В Иркутске провели исследование туристического рынка. Выяснилось, что в город на Ангаре люди приезжают в основном только для того, чтобы двинуться в сторону Байкала. Ничего плохого в этом нет, но туристическое позиционирование Иркутска явно нуждается в перестройке

Администрация Иркутска предприняла попытку получить более или менее достоверный срез состояния туристического рынка. Муниципальный контракт на выполнение социологического исследования был заключен с Иркутским институтом международного туризма. Перед исследователями была поставлена задача оценить текущее положение на рынке и определить перспективы его развития. Недавно итоги были озвучены на заседании в мэрии города. Формально, по словам заместителя мэра, председателя комитета по экономике Алексея Альмухамедова, необходимость проведения исследования была обусловлена тем, что действие программы «Содействие развитию туризма в городе Иркутске на 2009–2012 годы» заканчивается. И актуальная аналитика, таким образом, может послужить базой для нового документа, отражающего современные тенденции развития туриндустрии.

Как рассказала проректор по научной работе института Татьяна Головченко, исследование проходило в три этапа. На первом было проанкетировано порядка 400 гостей города — в гостиницах, музеях, на набережной Ангары, в залах аэропорта и железнодорожного вокзала. Респондентам предлагалось ответить на двадцать вопросов, касающихся географии их прибытия, цели и продолжительности визита и так далее. На втором этапе социологи опрашивали экспертов из числа руководителей гостиничного бизнеса и работников туристических фирм. Наконец, третьей, завершающей стадией исследования стал опрос коренных жителей города.

Выяснилось, что в Иркутск в основном приезжают россияне (84%), причем в большинстве случаев из центральной части страны (21%) и Западной Сибири (13%). Основная часть туристов прибывает в город авиатранспортом (73%) и преследует в первую очередь деловые цели (более 60%). Больше половины приезжих — служащие в возрасте от 20 до 50 лет (3/4 всех туристов), в основном мужчины. Иностранцы составили всего 13% опрошенных (хотя, по официальным данным областного агентства по туризму, их должно быть не менее 20%), более половины из них приехали из европейских стран. Ближнее зарубежье представлено в основном украинцами и белорусами. Как отметила Татьяна Головченко, в среднем турист пребывает в Иркутске не более трех дней. Во-первых, в этот срок укладывается посещение всех более или менее интересных туристических объектов, во-вторых, основной поток туристов двигается транзитом, убывая после остановки в Иркутске на Байкал, в Бурятию или далее на восток — в Монголию и Китай.

Как показал опрос, туристы в большинстве ассоциируют Иркутск с озером Байкал и считают его «городом у Великого озера» (68%). Нужно заметить, что это вполне предсказуемый результат, более того, он мало изменился за последние двадцать-тридцать лет. И ожидать появления новых туристических брендов в регионе не стоит. Хотя, как планируют областные власти, до конца текущего года будет создана базовая инфраструктура в районах, прилегающих к озеру (Иркутский, Слюдянский и Ольхонский), и в самом Иркутске. Кроме того, предполагается создать новый туристический кластер в Братске. Программа финансируется из регионального бюджета, за пять лет на эти цели планируется потратить 210 млн рублей. Кстати, к планам превратить город металлургов и нефтехимиков у туристического бизнеса отношение особое. С одной стороны, в окрестностях Братска действительно есть достаточно большое количество санаториев и профилакториев, созданных еще в советское время, и даже горнолыжный комплекс «Орехов Камень». С другой — качество инфраструктуры и особенно дружественность сервиса не блещут даже по сравнению с Иркутском. Да и среди потенциальных туристов Братск известен слабо. Ситуацию должна исправить программа по продвижению нового кластера. Например, в августе-сентябре 2012-го город примет ознакомительный тур для международных и региональных туроператоров.

Эксперты из числа профессионалов отмечают, что туристическая отрасль Иркутска в настоящее время возвращается на показатели докризисного периода. Если говорить о качестве обслуживания, то в целом решена проблема специалистов среднего звена. Однако с персоналом, который непосредственно контактирует с туристами, еще остались проблемы. В итоге развитие городского туризма зависит от конкурентоспособности во всех направлениях: удовлетворение спроса, профессионализм персонала, наличие стратегии развития туристических предприятий, качества обслуживания, а также базовой и туристской инфраструктуры.

Сегодня туристический рынок города представляют более 200 предприятий различных форм собственности. Их суммарный оборот в 2010 году превысил 1,2 млрд рублей, а экономический вклад в Иркутск — более 3 млрд рублей. Отрасль создает 16 тыс. рабочих мест только в городской экономике. По мнению авторов исследования, миссия администрации Иркутска «сегодня и завтра» в сфере отдыха и туризма должна опираться на три «П»: позиционирование, продвижение и поддержка. Экспертное сообщество в целом восприняло данные исследования благожелательно. Правда, некоторое недоумение вызвало время проведения опроса: ноябрь в Иркутске сезон не туристический. В это время игроки стараются загружать пустующий номерной фонд всевозможными деловыми мероприятиями, а значит, в сферу внимания социологов попал турист «нетипичный». Возможно, подобное исследование, проведенное на пике сезона, в июле-августе, дало бы несколько иную картину.