Птичий бум

Русский бизнес
Москва, 19.03.2012
«Эксперт Сибирь» №11 (324)
Объем производства мяса птицы на Алтае увеличивается в разы. При этом положительную динамику обеспечивает основной производитель — «Алтайский бройлер»

За последние пять лет объем производства мяса птицы в Алтайском крае вырос в девять раз. Такие данные приводят власти региона. «Мясное» направление развивается существенно быстрее всего сельхоз­рынка. Так, объем производства сельхозпродукции в регионе увеличивается примерно на 2% ежегодно. А темпы роста производства мяса птицы превышают 100% в год. Секрет — в расширении бизнеса.

Полезный бройлер

Во многом такой позитивной динамике регион обязан компании «Алтайский бройлер», которая еще в 2007 году начала строительство нового производственного комплекса. Готовая продукция была выпущена годом позже, и не будет преувеличением сказать, что компания вывела рынок на новый уровень. Раньше годовой объем производства мяса птицы не превышал 6 тыс. тонн, а лидерами рынка были предприятия с объемом производства около 2 тыс. тонн в год. Новое производство стало выпускать десятки тысяч тонн продукции, и уже в 2010 году объем выпуска мяса птицы в регионе составил 58,5 тыс. тонн, 50 тысяч из которых произвел «Алтайский бройлер». Кроме того, компания первой стала реализовывать не замороженное, а охлажденное мясо.

Сам по себе рост сельскохозяйственного производства в Алтайском крае — не сенсация. Однако в 2011 году отрасль показала самую высокую динамику за все постсоветское время. «С 2005 года наша пищевая и перерабатывающая промышленность демонстрируют только положительные темпы развития. В 2011 году прирост производства составил 4,1 процента. А в изготовлении колбасных изделий и цельномолочной продукции достигнут наивысший за весь постсоветский период результат», — говорит губернатор Алтайского края Александр Карлин.

Рост объемов производства продолжился и в 2011 году. При этом лидером рынка остается компания «Алтайский бройлер». В 2011 году, как сообщил генеральный директор предприятия Николай Байдиков, было произведено 63 тыс. тонн куриного мяса, выручка от его реализации превысила 3,4 млрд рублей.

Таким образом, на компанию приходится примерно 85% производимой в регионе продукции. Поэтому неудивительно, что для властей региона предприятие является образцово-показательным производством. Производство «Алтайского бройлера» включает в себя целый ряд неотъемлемых технологических процессов, начиная с изготовления комбикорма и заканчивая выпуском продукции, которая идет в магазины. Это то, что мы считаем сверхзадачей для аграрной отрасли Алтайского края», — отмечал Александр Карлин.

Помимо «Алтайского бройлера» выпуском мяса птицы занимаются еще несколько птицефабрик региона. В их числе — «Каменская» (Камень-на-Оби), «Чикен-Дак» (Павловский район), «Сибирская птица» (Первомайский район), «Птицевод Алтая» (Барнаул), «Новоеловская» (Тальменский район), «Комсомольская» (Павловский район) и так далее. Однако валовые показатели по выпуску мяса птицы у перечисленных производителей по сравнению с «Алтайским бройлером» невелики. Например, «Новоеловская птицефабрика» (входит в состав агропромышленной группы «Алтайские закрома») выпускает около 4,2 тыс. тонн продукции в год. Более того, приход в регион «Алтайского бройлера» в свое время заставил некоторых участников рынка даже сменить профиль деятельности. Так, «Каменская птицефабрика», которая ранее была лидером рынка с объемом производства мяса птицы около 2 тыс. тонн в год, перепрофилировалась на выпуск яйца. В итоге сегодня предприятие выпускает 21 млн яиц ежегодно.

Насколько такая «куриная монополия» полезна для рынка Алтайского края — вопрос, конечно, спорный. С одной стороны, такие компании, как «Алтайский бройлер», способны вырабатывать большие объемы продукции, обеспечивать массовую занятость населения и приносить хорошие поступления в бюджет региона. «Однако руководство таких холдингов может найти более выгодное приложение своим инвестициям. И проект будет закрыт, люди останутся без работы, а регион — без существенного количества сельхозпродукции», — выражает сомнение исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных формирований Алтайского края Александр Вайс.

Впрочем, вряд ли «Алтайский бройлер» в ближайшее время соберется уходить из региона. Напротив, в планах предприятия — дальнейшая модернизация производства и увеличение объемов продукции.

Новые рынки

В целом благостная статистика по росту производства мяса птицы таит в себе и существенную проблему — в скором времени региональный рынок будет пере­насыщен, и, следовательно, производителям придется искать новые направления сбыта продукции. По словам председателя правления Мясного союза Алтайского края Ивана Яшкина, существующие мощности предприятий позволяют выпускать гораздо больше мясной продукции, чем потребляет регион, поэтому освоение новых рынков сбыта жизненно необходимо для производителей и переработчиков мяса.

Производимое в Алтайском крае мясо птицы и сейчас потребляется не только в регионе, но и за его пределами. Но с главными игроками на рынке ритейла — федеральными торговыми сетями — стабильное сотрудничество наладить пока не удалось. Существенным подспорьем для них в этом вопросе стало подписание соглашения между алтайскими производителями и Ассоциацией компаний розничной торговли России о реализации местной продукции через крупные сетевые магазины страны. Церемония состоялась в конце февраля во время визита в Алтайский край делегации Министерства сельского хозяйства во главе с министром Еленой Скрынник. Для местных производителей получить доступ к 10 тыс. торговых точек (а именно столько входит в ассоциацию розничной торговли) — перспектива достаточно заманчивая. Однако представители переработчиков не спешат радоваться. «Соглашение подписано. Теперь необходимо, чтобы оно было выполнено», — поделился опасениями Иван Яшкин.

Тем не менее готовиться к обещанному росту продаж в федеральных сетях торговли производители начинают уже сейчас. В результате, по мнению основных участников рынка, производство мяса птицы в Алтайском крае будет расти и в дальнейшем. Один из важнейших факторов, влияющих на это, — расширение и модернизация производственных мощностей.

Так, в 2012 году на «Алтайском бройлере» продолжится работа по увеличению мощности комбикормового завода в два раза. «Данное производство будет обеспечивать кормами новые предприятия — комплексы ЗАО «Алтайский бекон» и площадку «Зональное-2» «Алтайского бройлера». Кроме того, предполагается удвоение мощностей убойного цеха», — отметил Николай Байдиков.

Впрочем, эксперты отмечают, что рост вряд ли будет таким же бурным, как в предыдущие годы. По прогнозам Ивана Яшкина, к 2025 году производство мяса птицы в Алтайском крае вырастет на 40%. Это позволит не только полностью закрыть потребности региона, но и выйти с продукцией в соседние регионы России. «Будут усложняться технологии производства и изменяться упаковка, расширяться ассортимент, в том числе и за счет высокого ценового сегмента. Уровень конкуренции планируется повысить за счет интенсивного развития товаропроводящей сети, активизации маркетинговых программ мясопроизводителей», — дает прогноз развития мясному рынку Иван Яшкин.

Не за горами и выход на рынки зарубежных стран. «Начиная с 2000-х птицеводству в силу ряда причин (прежде всего активной государственной политики протекционизма, а также относительно короткого производственного цикла) удалось продемонстрировать значительные успехи в части импортозамещения. Сегодня только около 15 процентов российского рынка мяса птицы формируется за счет поступлений по импорту. Мы полагаем, что тренд последних лет на снижение импортозависимости в целом сохранится. На наш взгляд, в ближайшей перспективе российское птицеводство в принципе может достигнуть уровня, при котором вполне вероятным станет реализация экспортного сценария», — заключает аналитик УК «Финам Менедж­мент» Максим Клягин.  

Производство птицы на убой в Алтайском крае
Поголовье птицы в Алтайском крае

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №11 (324) 19 марта 2012
    Креативная экономика
    Содержание:
    Вакцина креативности

    Спрос на творческие специальности в регионах Сибири минимальный. Между тем во всем мире именно креативный класс считается основой новой экономики и двигателем общественного прогресса

    Реклама