Творю, следовательно, существую

Редакционная статья

«Конкуренция между регионами за людей и инвестиции усиливается», — недавно отметил на встрече со строителями Новосибирска представитель президента в СФО Виктор Толоконский. Кто первый придумает механизмы оптимального регулирования рынка с целью развития экономики, тот и выиграет в этой гонке. Ощущение того, что экономику нужно переставить на новые рельсы, витает уже давно, но то, что это должны быть не рельсы, а, возможно, более мощное транспортное средство, ракета-носитель или даже что-то принципиально новое, в сознании появилось сравнительно недавно.

В конце ХХ века для преодоления кризисов и предотвращения деградации современного общества нужно было найти фактически новую форму существования. Ментальная декларация Нового времени сogito ergo sum — «мыслю, следовательно, существую» — сменилась на иную, более динамичную формулу — «творю, следовательно, существую». Творчество стало новой формой не просто существования, но и выживания. Прогресс человечества теперь зависит от эффективного интегрирования творчества во все производственные и экономические процессы. Бизнесмены мира перевели творчество из ряда абстрактных категорий во вполне конкретную величину, которая может приносить значительную прибыль. Теперь научные и художественные фантазии внедряются в производственные процессы в промышленных масштабах.

Креативность, по сути, и стала теми пресловутыми рельсами, по которым намерена двигаться мировая экономика. В России, как и в Сибири, определенность с выбором средства передвижения еще не наступила. Хотя многие понимают, чтобы стране и региону быть конкурентоспособными, нельзя просто дублировать западный и китайский и даже внутренний рынок, надо искать новые принципиальные решения и разрабатывать инновации во всех сферах экономики, а также сращивать науку и бизнес. Но в результате если какие-то изменения и происходят, то они очень незначительные. Требуются же серьезные трансформации. Потому что времени на раскачивание, на придумывание и внедрение просто нет. Тот временной лаг длиною в 10 лет, который необходим изобретению для преодоления пути от лаборатории до производства, сейчас уже невозможен. Просто потому, что если его допустить, то мы так и останемся в отстающих.

В этой ситуации пассивность тех же креативных кадров Сибири, речь о которых идет в базовой статье номера, не просто недопустима, но и гибельна. По версии американских социологов, ученые, инженеры, дизайнеры, художники, преподаватели — новый креативный класс. И они не просто должны являться таковым пост-фактум, они должны осознать себя единой социальной группой. Говоря идеологическим языком, той движущей силой, которая и сможет переставить экономику на пресловутое инновационное транспортное средство. Пока же, к сожалению, приходится констатировать, что наша так называемая творческая элита до сих пор находится в андеграунде, пределы которого упорно не желает покидать. Сегодня большая часть креативщиков пребывают в какой-то форме стабильного анабиоза и не реагируют даже на напряженный контекст сложившейся обстановки и ощутимые призывы социума выйти из плотного кокона отстраненности. Максимум личного проявления, который творцы могут себе позволить, это виртуальная жизнь в социальных сетях или единичные акции самовыражения.

Конечно, можно подискутировать на тему, что нельзя перенести концепцию креативной экономики на российскую почву, прежде всего в силу ментальной ущербности, развившейся в процессе революций, войн, кризисов и перестроек. В принципе многие так и делают. Говорят, что нужны особые условия, специальная среда, естественные предпосылки. А здесь все равно ничего не получится, и надо уезжать пока не поздно… По какому-то космическому стечению обстоятельств интеллигенция, которая по своей природе владеет той палочкой-выручалочкой, необходимой экономике для развития, пребывает в закостенелом состоянии инерции. И как преодолеть эту инерцию, понять не может. Возможно, одной из первых творческих задач, которые надо решить как бизнесу, власти, так и самим креативщикам, должна быть задача преодоления силы инерции у нового творческого класса. Ведь чтобы что-то получилось, надо начинать уже сейчас.