Свобода нужна всем

Тема недели
Москва, 02.04.2012
«Эксперт Сибирь» №13 (326)

Принято думать, что независимая журналистика нужна исключительно самим журналистам. А потому рассуждения о том, какое будущее ждет региональный рынок СМИ, — это, так сказать, внутреннее для медиа дело. Потребители же, которые удобно располагаются на другом конце производственной информационной цепочки, «съедят» все, что произведут газеты или телеканалы — будь то неприкрытая и по-советски агрессивная государственная пропаганда или (что реже) столь же убого организованная пропаганда львиной доли оппозиции.

Однако здесь мы касаемся очень пикантной темы о соотношении тех проблем, которые реально имеют место быть, и тех, информация о которых попадает в СМИ. Ведь последние, как известно, имеют все возможности создавать проблемы, в повседневной жизни даже не существующие. Например, запрет пропаганды гомосексуализма, которого добиваются региональные депутаты, все издания с удовольствием будут смаковать в мельчайших подробностях. В реальности же, понятное дело, никакой пропаганды никто не ощущает — масштаб проблемы, таким образом, увеличивается пропорционально интересу к ней СМИ.

По большому счету это касается всех — и международных издательств, и российских федеральных медиахолдингов, и районных черно-белых газет. По сути, любые СМИ могут создавать проблемы самостоятельно, без привязки к конкретным происходящим на подведомственной им территории событиям. Проще всего, конечно, это делать федеральным СМИ, поскольку их потребители в регионах и поселениях точно не знают, чем на самом деле живут территории на другом конце страны. Та же ситуация, только с уменьшением масштаба, происходит с региональными изданиями. Сложнее же с селами, где все друг друга знают. Но там срабатывает другой эффект — районные газеты чаще всего обладают монополией на информацию, а поэтому могут «лепить» в своих редакциях какую угодно повестку дня. Понятно, что она универсальная для всех территорий и включает в себя достижения районной администрации, сельские будни, вести с полей и оставшихся в районах муниципальных предприятий — меняться в зависимости от конкретного района будут только цифры и фамилии.

Однако скрыть деградацию социальной и экономической инфраструктуры местным газетам, понятно, удается с трудом. Человек же в данном случае сталкивается с реальными проблемами каждый день. В результате в сельских районах в последние годы начинают появляться небольшие частные газеты, которые пусть часто и перегибают палку в своем пессимизме, но в целом отражают альтернативную точку зрения. Постепенно эти газеты начинают отыгрывать аудиторию у стремительно ветшающих (а ветшание, как и разруха, начинается в головах) советских газет типа «Сельского вестника» или «Энской правды».

Поднимаем ситуацию на уровень выше — в регион. И видим совершенно другую картину. Регионы разные. В Алтайском крае работает успешный издательский дом «Алтапресс», в Томской области — с десяток вполне качественных региональных изданий, подобная же ситуация в Иркутской области (где присутствуют в том числе несколько независимых ТВ-каналов). Напротив, в Новосибирской области и национальных республиках явно наблюдается дефицит качественной прессы, а государственные СМИ создают на рынке некоторый перекос. Сравнивая первую и вторую группы регионов между собой, мы можем констатировать — в той же Томской или Иркутской областях региональная повестка дня имеет многогранную тематику, она обсуждается (что уже важно), причем с разных точек зрения.

Понятно, что от этого лучше не только самим журналистам, но и потребителям. Отсутствие монополии на подачу информации погружает в другую среду не только самих журналистов, оно порождает совершенно иное качество жизни регионального сообщества. Ни власть, ни крупный бизнес, обласканные подконтрольными СМИ, не могут предложить ему действительно полную повестку дня. Это можно сделать лишь в случае, когда решения принимаются в нескольких местах, а независимые СМИ работают не как рупор пропаганды, а как агенты информационного взаимодействия. Если мы хотим подлинного развития, начинать нужно со свободы. И свободные СМИ должны быть в числе приоритетов как один из факторов, обеспечивающих развитие общества.      

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№13 (326) 2 апреля 2012
Региональные СМИ
Содержание:
В предвкушении реального рынка

Региональные СМИ ждут масштабные перемены. Из-за сокращения государственной поддержки, а также прихода на рынок международных игроков выживут те, кто сделает работу максимально эффективной и найдет свою аудиторию

Реклама