В коммунальной ловушке

Русский бизнес
Москва, 16.04.2012
«Эксперт Сибирь» №15 (328)
Сбыты требуют наведения порядка на рынке ЖКХ. Управляющие компании, собирая деньги с населения, не расплачиваются с энергетиками, в результате чего последние несут огромные убытки

Фото: Виталий Волобуев

В коммунальной отрасли страны сложилась ситуация, противоречащая здравому смыслу, но только не закону. Представьте себе схему: сбытовая компания продает тепло и электроэнергию, население эту энергию потребляет. Казалось бы, все просто. Но только если между продавцом и потребителем не появится посредник в лице, скажем, коммунальной управляющей компании. Как правило, этого посредника никто не зовет, его, по сути, навязывают как продавцу, так и покупателю. Но даже с этим можно было бы смириться, если бы посредник вел себя порядочно. Однако случается так, что, исправно собирая деньги с населения за поставленные ему тепло и электро­энергию, он часто забывает расплачиваться со сбытовыми компаниями. И если обычного человека за неплатежи можно призвать к ответу через суд, а потом «воспитывать» с помощью судебных приставов, то предприятие ЖКХ заставить выплатить долги практически невозможно. Физическому лицу деваться некуда, а юридическому можно легко стать банкротом, с которого и взятки гладки.

Проблема лишнего звена

«Предприятия ЖКХ и различные управляющие компании сегодня относятся к самым проблемным потребителям. Почти во всех регионах России присутствуют недобросовестные перепродавцы, которые для ухода от исполнения своих обязательств реализуют одинаковые схемы: накапливая долги, инициируют процедуру банкротства, ликвидируют фирму, а затем создают новую», — объясняет схемы начальник отдела по связям с общественностью ООО «Мечел-Энерго» Максим Ланда. По его словам, на начало 2012 года зоной настоящего «коммунального бедствия» для энергетиков стали города Чебаркуль и Златоуст (Челябинская область), Междуреченск, Калтан и Гурьевск (Кемеровская область), Нытва (Пермский край) и Белорецк (Республика Башкортостан). По состоянию на 1 апреля 2012 года задолженность предприятий ЖКХ перед ОАО «Алтайэнергосбыт» составила 106 млн рублей (рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого на 20 млн рублей). Долги коммунальщиков перед ОАО «Томскэнергосбыт» к настоящему времени также превысили 100 млн рублей. Суммарный долг потребителей ЖКХ перед филиалами, подразделениями и компаниями только одного «Мечел-Энерго» за отпущенную тепловую и электрическую энергию на начало апреля превысил 1,14 млрд рублей. Согласитесь, внушительный порядок чисел.

Предусмотренные действующим законо­дательством меры взыскания задолженности недостаточно действенны. Выигрывая в арбитражных судах многочисленные иски, энергетики не могут взыскать с должников-банкротов средства. Например, в Кемеровской области в конце 2011-го – начале 2012 года, по результатам проверок, проведенных прокуратурой, было возбуждено четыре уголовных дела в отношении руководителей управляющих компаний по свершившимся фактам нецелевого расходования денежных средств жителей. Однако прокурорские проверки почти не помогают вернуть долги, органы же исполнительной власти чаще всего ограничиваются общим контролем своевременности и качества тепло- и энергоснабжения.

Из-за огромной задолженности сбытовые компании не могут нормально осуществлять свою деятельность: в полной мере проводить плановые ремонтные работы, обновлять оборудование. Формируется дефицит оборотных средств, который энергетики вынуждены компенсировать кредитами. Причем дополнительные затраты по выплате процентов по займам не учитываются в тарифе и ложатся дополнительным финансовым бременем на компании. Это в итоге отражается на надежности систем жизнеобеспечения. Таким образом, от недобросовестных предприятий ЖКХ могут пострадать обычные люди, которые честно платят по коммунальным счетам. «Не стоит забывать, что долги перед сбытовой компанией могут привести к неплатежам и в «большой» энергетике. «Томскэнергосбыт» старается покрывать все риски, но когда долги только коммунального комплекса составляют более 100 миллионов рублей, это представляет угрозу для стабильной подачи электро­энергии всем потребителям региона», — сетует коммерческий директор ОАО «Томск­энергосбыт» Александр Кодин.

Для вразумления неплательщиков энергосбытовые компании прибегают к самым различным мерам — от судебно-карательных до увещевательных. Как было уже сказано выше, от судебного преследования можно легко уйти, используя процедуру банкротства. На воздействие региональных и муниципальных властей также в большинстве случаев рассчитывать не приходится. «Мы всегда готовы рассматривать реальные предложения о погашении просроченной задолженности. Однако, к сожалению, некоторые руководители предприятий ЖКХ избирают иной путь — не оплачивают в течение отопительного сезона текущее потребление. При этом они прекрасно понимают, что в этот период «Алтайэнергосбыт» не может вводить ограничения на объекты жизнеобеспечения. В результате предприятия ЖКХ накапливают значительный объем долгов, который к началу следующего сезона не погашается», — рассказывает заместитель управляющего директора ОАО «Алтай­энергосбыт» Валерий Нагорнов.

Убрать посредника

Действительно, энергосбыты, несмотря на неплатежи, обязаны обеспечивать население бесперебойной поставкой тепла и энергии. Простые люди под страхом судебных исков обязаны платить за энергию, что они в подавляющем большинстве усердно и делают. Коммунальные же предприятия с легкостью уходят от ответственности. «Причина — в их безнаказанности», — уверен Максим Ланда.

По его словам, самой действенной мерой, конечно, могло бы стать ужесточение правоприменительной практики норм уголовного кодекса к руководителям и учредителям управляющих компаний, обогащающихся за счет жителей, которые добросовестно оплачивают услуги. Кроме того, помогло бы страхование ответственности управляющих компаний на случай невозможности расчетов с энергосбытами. Данная мера необходима, поскольку предприятия ЖКХ работают с денежными средствами населения, имеют возможность ими распоряжаться и фактически отвечают перед жителями за их жизнеобеспечение. Но на практике никакой ответственности не несут. Введение обязательности страхования данного вида бизнеса позволило бы повысить ответственность управляющих компаний  и вытеснить с рынка услуг заведомо недобросовестных предпринимателей. Плюс, для коммунальных компаний с многомиллионными потоками необходима законодательно закрепленная специальная процедура банкротства.

Также назрела необходимость уменьшения числа посредников между потребителями и энергоснабжающими организациями. Прямые договоры и максимальный выход к конечному потребителю повышают вероятность попадания денежных средств по адресу и в полном объеме. Это позволяет сделать постановление правительства РФ № 354. И здесь есть уже позитивные примеры. «Новосибирскэнерго­сбыт», к примеру, сумел создать такую схему, при которой управляющие компании лишь выставляют счета жителям, однако плата по ним идет напрямую энергетикам, не попадая на счета предприятий ЖКХ. Но здесь крайне важна активная позиция самих людей, которые у нас в стране пока не умеют самоорганизовываться. Без давления со стороны общественности трудно заставить шевелиться муниципальные власти, в компетенции которых находится коммунальная сфера.

«Решением проблемы может стать законодательное закрепление прав на оказание этих услуг за энергетиками (кто товар производит, тот и должен его продавать и получать за него деньги) либо создание управляющих компаний и расчетно-кассовых центров, подконтрольных ресурсоснабжающим организациям, то есть самим энергетикам. Отдельные или совместные в форме ОАО, с пропорциональными долями в уставном капитале всех ресурсоснабжающих организаций (тепло, вода, электро­энергия) обеспечат полную прозрачность деятельности. Эффективность подобной схемы в нашей стране уже доказали газовщики. Приватизация коммунальной инфраструктуры при правильной постановке вопроса может также исключить возможность бесконечной смены арендаторов сетей. Не являясь собственниками, они не боятся умышленного ухода от выполнения своих обязательств и не уделяют должного внимания техническому состоянию. Имущество же может стать гарантом чистоплотности бизнеса, а его приватизация — началом выздоровления всей коммунальной сферы», — считает Максим Ланда.

Нужно отметить, что мы вовсе не собирались обвинить все коммунальные компании в непорядочности. Среди них, безусловно, есть и добросовестные и высокопрофессиональные предприятия. Хотелось еще раз поднять тему состояния ЖКХ, которое сейчас является, пожалуй, самой непрозрачной, но при этом имеющей колоссальное социально-экономическое значение отраслью страны. Есть устойчивое впечатление, что коммунальное хозяйство одной ногой осталось в советской системе координат, а другой шагнуло в рыночные отношения. И при этом заимствовало только худшее обеих систем.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №15 (328) 16 апреля 2012
    Игровая индустрия
    Содержание:
    Силиконовая тайга

    Репортаж о том, как новосибирские разработчики видеоигр создают настоящую экономику знаний, почему их мозги до сих пор не утекли на Запад и как по их примеру можно модернизировать отечественную экономику

    Реклама