Винный край

Русский бизнес
Москва, 21.05.2012
«Эксперт Сибирь» №20 (332)

Алтайский край известен как житница, местные бренды — мука, сыр и мед. В ближайшие годы этот перечень может пополниться виноградным вином. Проект по его промышленному производству реализует корпорация «Алтайспиртпром». Выпуск первой большой партии вина запланирован на 2013 год. Проект рискованный, сложный, но интересный.

История вина

В советские годы вино в Алтайском крае производили более трех десятков заводов. Правда, речь шла о плодовом виноделии — из фруктов: предприятия имели собственные сады, которые обеспечивали их качественным сырьем. «Серьезный удар по плодово-ягодному виноделию нанес сухой закон, — говорит заведующая лабораторией переработки плодов и ягод Центра индустриальных технологий НИИСС им. М. А. Лисавенко Наталья Шелковская. — Промышленные сады и производственные цеха пришли в упадок. В 1995–1997 годах наметилось некоторое восстановление, несколько бывших производителей объединились вокруг компании «Биотек», стали выпускать сброженно-спиртовые соки. Однако потом «Биотек» прекратил свое существование и на виноделии окончательно был поставлен крест. Все цеха разорились, от них ничего не осталось».

Однако представителей алкогольной отрасли все это время не оставляла мысль о необходимости развития и производства вина из винограда. Все-таки именно такое вино — настоящее в полном смысле этого слова. Но выращивать виноград в Сибири — дело не простое, особенно если речь идет о промышленных масштабах. А потому над данным вопросом ломали голову лучшие представители науки и практики. И так сложилось, что развитие виноградарства и производства вина из винограда происходило благодаря энтузиастам, которые на своих участках выращивали новые сорта и пытались их перерабатывать. Особенных успехов в данном направлении добились виноградари из Бийска, которые начали выращивать виноград еще с 1930-х годов.

В их числе — руководитель Центра сибирского виноградарства Александр Цанг. На его участке произрастают более 130 сортов винограда, из которых он изготавливает вина. В год он собирает около тонны продукции. Достаточно плотно виноградари сотрудничают с Бийским технологическим институтом (БТИ, филиал АлтГТУ им. Ползунова). А в 2004 году в селе Сростки преподавателями и студентами вуза был заложен опытный участок по выращиванию винограда в промышленных масштабах. В 2009 году урожай составил тонну продукции. Как отмечал декан факультета химических технологий и машиностроения БТИ Валерий Севодин, под чьим руководством шла работа, из выращиваемого в Бийске винограда может производиться качественное столовое вино. Причем в промышленных масштабах. «Однако сейчас в Алтайском крае нет промышленного производства вина. Есть проекты отдельных энтузиастов. Раньше вином из вторичных виноматериалов, привозимых из Краснодара, занимался завод «Тейси». Но сейчас у него нет лицензии на это. Выпуск вина в промышленных масштабах — дело будущего», — резюмирует Наталья Шелковская.

Вполне возможно, что это будущее уже не за горами. В конце 2000-х крупный игрок алкогольного рынка региона — корпорация «Алтайспиртпром» — объявил о начале проекта по промышленному производству вина из винограда. В 2009 году в Алтайском районе края был заложен первый виноградник. Примечательно, что на этом месте когда-то располагались знаменитые Мичуринские сады. Саженцы — 600 кустов — для него предоставила французская компания по их производству из региона Франш-Контэ. А ее руководитель Ксавье Гийом лично присутствовал при закладке плантации. Месье Гийом тогда заявил, что из посаженного винограда можно будет получать элитное вино марки шардоне. «Вина Франции, произведенные на Алтае», — именно так позиционировался будущий продукт.

Скептики высказывали сомнения в том, что нежный французский виноград сможет пережить суровый алтайский климат. Как показало время — смог. В 2010 году со скороспелых сортов был получен первый урожай — 6 кг винограда, из которого изготовили два литра вина. Его продегустировали и отправили на лабораторные испытания, которые подтвердили — вино получилось высокого качества. После этого плантация была расширена до 12 тыс. кустов, а ее общая площадь составила 3 га. В 2011 году «Алтайспиртпром» собрал уже 620 кг винограда сортов пино и шардоне. Из него была изготовлена экспериментальная партия вина божоле, дегустация прошла в декабре прошлого года. «Виноград был переработан согласно всем технологическим параметрам, сейчас прошла первая стадия, когда мы произвели брожение сахара, который был в этом винограде, и получился алкоголь, — рассказывал гендиректор корпорации «Алтайспиртпром» Владимир Вагнер. — Прошел только один этот процесс, получилось сухое вино крепостью 10,2, сахар — 2 процента. Сейчас у нас осталось около 100 литров этого вина. Оно соответствует всем ГОСТовским показателям. Мы делаем анализы, проводим дегустации, эксперименты».

Параллельно с изготовлением вина велась модернизация производства на Алтайском винзаводе, входящем в состав «Алтайспиртпрома». В советские годы это предприятие уже выпускало вино, но, как было сказано выше, плодово-ягодное. В период сухого закона завод был закрыт, оборудование пропало. Но сегодня именно здесь формируется основная производственная база корпорации для выпуска вина. В 2011 году там был установлен европресс, который позволяет отжимать сок винограда, не разрушая косточки (за счет этого повышается качество сырья). Общий объем инвестиций в модернизацию производства составил 15 млн рублей.

Амбициозные планы

Подготовительный период прошел успешно. Поэтому «Алтайспиртпром» принял решение начать производство вина в промышленных масштабах, а в 2013 году приступить к его продаже. Как отмечал руководитель отдела маркетинга «Алтайского винзавода» Артем Вавилихин, в 2012 году планируется собрать урожай примерно в 3 тыс. тонн винограда. Из него будет произведено 2–2,5 тыс. литров вина. «После того как вино будет изготовлено, в начале 2013 года мы планируем выводить нашу продукцию в торговые точки: как на полки собственной розничной сети, так и на полки сторонних ритейлеров», — рассказывает Вавилихин.

Вино будет продаваться только на территории Алтайского края, стоимость бутылки не превысит 250 рублей. При этом часть вина планируется продавать прямо на виноградниках — в рамках проведения экскурсий для туристов. Они смогут посетить плантацию и винзавод, а в завершение приобрести бутылочку — все как за границей, где аналогичные поездки для туристов давно не в диковинку. «Если погода будет благоприятной и виноград даст хороший урожай, «Алтайспиртпром» сможет осуществить свои планы. У компании есть производственная линия и технологи. Так что предпосылки для производства есть. Правда, партию в 3 тысячи литров я скорее назвала бы полупромышленной», — говорит Наталья Шелковская.

Но прежде чем наращивать объемы, предстоит многое сделать. К примеру, «Алтайспиртпрому» необходимо получить лицензию на производство вина, а также зарегистрировать торговую марку, под которой оно будет продаваться. Плантацию также ждет расширение: в этом году планируется посадить еще 30 тыс. саженцев, а общую площадь довести до 20 га. Именно такой размер, с точки зрения мировой практики, является наиболее оптимальным. «Виноделию во Франции тысяча лет. Для того чтобы развивать это направление, потребуется большой опыт. Но то, что вы в Алтайском крае решили выращивать свой виноград, — не пустая затея, вы можете выпускать хорошее вино со своим неповторимым вкусом. Сегодня не существует единого понятия хорошего вина. В каждом регионе ему присущ особенный вкус. Например, чилийские вина называют винами нового времени. И у Алтайского края есть все шансы выработать свое вино нового времени», — еще в 2010 году отмечал побывавший на Алтае известный французский сомелье Кристоф Минози.

В общем планы «Алтайспиртпрома» достаточно амбициозны. Однако некоторые эксперты оценивают проект скептически. «Теоретически климат Алтайского края позволяет выращивать отдельные сорта винограда — преимущественно ранние, с коротким сроком вегетации в достаточно больших масштабах», — отмечает аналитик УК «ФИНАМ Менеджмент» Максим Клягин. Но вряд ли алтайским виноградарям удастся на равных тягаться с кубанскими производителями, а тем более — с импортными винами низкого и среднего ценового сегмента, особенно в условиях присоединения России к ВТО и возможной либерализации тарифных режимов. В то же время, по оценке председателя Алтайской алкогольной ассоциации Максима Байкалова, «в крае потребление вина находится на достаточно высоком уровне, на него есть стабильный спрос». Компания «Тейси», которой также руководит Байкалов, намерена производить плодовое вино из местных фруктов, а также возобновить выпуск виноградного вина из привозного виноматериала (сейчас «Тейси» оформляет лицензию на производство). На этом фоне «Алтайспиртпром», имеющий разветвленную сеть продаж, выглядит фаворитом.

Да и российский рынок вина остается очень перспективным, подтверждают аналитики. В денежном выражении его объем около 7–8 млрд долларов, при этом среднедушевое потребление вина в России — около 7 литров на человека для плодовых и виноградных вин и менее 2 литров на человека для игристых и шампанских вин, что в среднем в три раза ниже показателей, характерных для европейских стран. «Потенциал развития данной отрасли, в том числе за счет импортозамещения и изменения структуры потребления, остается весьма существенным. В перспективе реформа рынка крепкого алкоголя, ряд планирующихся мер по поддержке винодельческой индустрии (в частности возможное расширение государственного субсидирования виноградарства) в совокупности с ростом доходов населения и постепенным изменением потребительских предпочтений приведет к росту потребления вин», — отмечает Максим Клягин.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что проект «Алтайспирт­прома» — фактически попытка создать новую отрасль производства алкогольной продукции в регионе. Именно поэтому даже скептики подчеркивают важность данного проекта. Отметим, что на Алтае уже был позитивный опыт подобного рода. В начале 1990-х годов Валерий Покорняк и Борис Беньковский начали выращивать пшеницу твердых сортов и заниматься ее переработкой. Тогда многие говорили о бесперспективности этой затеи. Но прошло двадцать лет, компании «Алтан» и «Алмак» вошли в число лидеров сибирского макаронного рынка. Этот пример показывает, что подобные проекты имеют перспективу.

Производство напитков в Алтайском крае в 2011 году

У партнеров

    Реклама