Они хотят работать

Поддержка «экологического» бизнеса в Республике Алтай доказала свою эффективность, а потому переходит на рыночные рельсы. Выяснилось, что люди готовы отказаться от браконьерства даже при минимальной поддержке их предпринимательской инициативы

Фото: Сергей Чернышов

Фонд банка Citi (ЗАО «КБ «Ситибанк») и Алтае-Саянское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF) раздали в Республике Алтай около 30 грантов на создание и развитие «экологического» бизнеса (ориентированного на сохранение природных компонентов) на общую сумму 1,3 млн рублей. Незначительное на первый взгляд событие (ежегодно регионы, по официальным подсчетам, тратят кратно большие деньги на разного рода «поддержку» малого и среднего бизнеса) на деле свидетельствует о важном факте: население в депрессивных районах Сибири готово развивать свой бизнес. И даже минимальная, но реальная поддержка инициативных граждан (а не традиционная раздача пособий по безработице) может стать детонатором активного развития этих процессов.

Партнеры проекта, кстати, уже признали его эффективным и решили с этого года перейти с грантовой формы поддержки на принципы микрокредитования. Причем кроме Алтая действие программы распространится и на более депрессивную Туву. То есть социальный, по сути, проект перешел в экономическую плоскость.

«Скребучие» люди

Программа развития «зеленого» бизнеса началась в Республике Алтай по инициативе WWF в начале прошлого года. Идея была проста — перевести природоохранную деятельность фонда в сферу экономики, искоренив таким образом браконьерство за счет стимулирования создания собственного дела, не наносящего ущерб природе. И для этого выдавать гранты на развитие сельского туризма, сферы услуг (организация экскурсий, музеев, турбюро), производство сувениров, печать информационных материалов и другие простые виды деятельности. Основным оператором проекта в регионе стал Фонд поддержки микрокредитования «Содействие», созданный еще в 2008 году при поддержке ООН, а партнером — фонд Citi, основанный одноименным банком.

С этой идеей партнеры проекта в буквальном смысле «пошли в народ», решив провести информационные семинары в селах пяти районов Алтая: Кош-Агачском, Улаганском, Усть-Коксинском, Онгудайском и Турочакском. То есть на тех территориях, которые фактически обделены вниманием туристов и население которых принято автоматически относить к бесперспективной группе социального риска. Последний тезис был опровергнут практически сразу — 20 организованных семинаров посетили 580 человек, из которых 150 подали заявки на грантовое финансирование.

Конечно, это движение не стало массовым, но в него, по словам организаторов, удалось привлечь сливки местного сообщества. «Все жители сельского поселения, которые выставили свои проекты на рассмотрение конкурсной комиссии, — люди «скребучие», трудолюбивые и порядочные. Они уже не один год стараются организовать свое дело, и сейчас благодаря этой программе у них появилась реальная возможность воплотить свои задумки в жизнь», — комментирует глава одного из сельских поселений-участников программы Катандинского района Ольга Каланчина. Для таких людей программа развития «экобизнеса» стала единственным шансом на поддержку своей инициативы. Формально практически все из этих «трудолюбивых и порядочных людей» безработные, что не позволяет им получать стандартные банковские продукты. Но предпринимательский дух дает о себе знать — эти люди до того, как официально стали «экобизнесменами», занимались, как правило, скотоводством, нелегальной добычей животных (в частности, организацией незаконных охотничьих туров) и заготовкой редких видов растений.

Собственно в этом и заключен основной смысл природоохранной части проекта. «Отличие нашей программы от государственных инициатив поддержки предпринимательства — в ее природоохранной составляющей. Нельзя сбрасывать со счетов особенность региона, где всего один город, и большая часть населения традиционно охотится, рыбачит и собирает дикоросы. Всегда есть соблазн взять больше, чем требуется для своих нужд. Приоритет был отдан проектам местных жителей, реализация которых не нанесет ущерба хрупкой природе Горного Алтая, с упором на население отдаленных сел и деревень в местах обитания таких редких видов животных, как алтайский горный баран аргали или исчезающий снежный барс», — говорит координатор проектов WWF России в Алтае-Саянcком экорегионе Михаил Пальцын.

В итоге в 2011 году был в формате грантов (безвозмездных и невозвратных) поддержан каждый пятый проект: сельский туризм, овощеводство, пчеловодство, развитие народных промыслов. На 30 проектов было создано 60 рабочих мест, которые за три последних месяца прошлого года (когда и началась активная работа поддержанных бизнесов) изготовили продукции на 750 тыс. рублей при общем грантовом фонде 1,3 млн рублей. То есть, если бы компании получили беспроцентный кредит, они могли бы вернуть деньги банкам фактически за полгода.

Полезно всем

Таким образом, проект уже состоялся как социальный. Парадокс в том, что по итогам одного года работы его с этой точки зрения сложно оценивать. Так, в WWF подчеркивают, что природоохранный эффект можно будет оценить лишь по прошествии пяти-шести лет — после того, как более значительное число местных жителей получит шанс получения легального дохода. Если говорить о региональном рынке труда, то с количественной точки зрения 60 новых рабочих мест тоже по существу кардинально не изменили ситуацию даже в 250-тысячной Республике Алтай.

Однако стоит констатировать, что подобные программы полезны всем участникам процесса. С точки зрения банка Citi, это интересно по двум причинам. Первая — модный сегодня имидж бизнеса, который заботится об экологии, при том что 1,3 млн рублей на эти цели — незначительная для банка сумма (кстати, экологией на Алтае недавно озаботилась компания Yves Rocher, которая уже посадила в регионе 500 тыс. саженцев и не замедлила сообщить об этом на рекламных плакатах по всей Сибири). Но есть и вторая причина — банк Citi специализируется на кредитовании малого бизнеса и частных лиц, и поэтому участие в проекте WWF в республике для него, по сути, означает выращивание новых клиентов (чем-то подобным сегодня занимаются многие банки).

Стимулирование экобизнеса не может не заинтересовать и республиканское правительство. Алтай — регион индивидуального предпринимательства. Согласно данным отчетности за прошлый год, из 3,5 млрд задекларированных в республике доходов 2,1 млрд — его доходы. При этом налоговое ведомство в регионе констатирует, что почти половина предпринимателей официально не декларируют свой заработок. Значит, регион заинтересован в создании максимального количества прозрачных бизнесов.

Таким образом, проект сегодня имеет смысл оценивать с точки зрения экономики. Его партнеры фактически дают положительную оценку нарождающегося экобизнеса. Главное доказательство — этим летом система грантов заменяется на беспроцентные микрозаймы, а также транслируется на соседнюю Республику Тыва. Кроме прочего, это дает надежду и в плане перспектив развития бизнеса (как туристического, так и банковского) в отдаленных районах целого ряда сибирских регионов. Проект WWF показывает, что поддержка предпринимательских инициатив, переходящая сегодня на рыночные принципы работы, уже в краткосрочной перспективе функционирует куда более эффективно, чем система многочисленных социальных выплат.