Лидера больше нет

Общество
Москва, 25.06.2012
«Эксперт Сибирь» №25 (337)
В Республике Алтай прошли два независимых друг от друга съезда алтайского народа. Выбрали разных «духовных лидеров» — Эл Башчи. Таким образом, институт, призванный объединять алтайцев как этнос, фактически прекратил свое существование

В начале июня в Республике Алтай произошла череда событий, которые можно оценивать по-разному. Кто-то называет это «расколом алтайского народа», кто-то призывает не драматизировать и по традиции винит во всем СМИ. Фактология такова: в конце мая, а затем в середине июня в регионе прошли два альтернативных съезда, которые избрали двух «духовных лидеров» алтайского народа. Одного условно можно назвать «провластным политиком», а второго — оппозиционером. В итоге общественный институт, который был призван стать объединяющим для алтайского этноса и поддержки его самобытности (в «национальной» республике собственно алтайцев — не более трети), сегодня стал главным яблоком раздора на политической арене республики.

«Зарежьте барана и примиритесь»

Формально Эл Башчи (другой вариант — Эл Башчы), которого в Республике Алтай именуют духовным лидером алтайского народа, является главой общественной организации «Курултай алтайского народа». Без зарплаты и реальной власти. Однако эта должность, как следует из устава самого Курултая, восходит к традициям алтайского народа (хотя известно, что до ХХ века никакого единого алтайского народа не было), то есть фактически является единой общественной представительной должностью регионального масштаба. Помимо собственно республиканского Эл Башчи, подобные «лидеры» есть на уровне поселений (йурт-башчи) и даже районов республики (аймак-башчи).

Этот институт в нынешнем виде существует с середины 2000-х. Проблемы начались весной 2011 года, когда у избранного в 2008 году Эл Башчи Бориса Алушкина закончились полномочия. Тогда был проведен чрезвычайный Курултай, на котором новым Эл Башчи был избран 34-летний вице-мэр Горно-Алтайска Эжер Татин. Понятно, что уже в силу возраста его кандидатура не была одобрена обществен­ностью (хотя сыграло свою роль и место работы «лидера» — впервые чиновник встал во главе Курултая). Уже через две недели в республике прошел альтернативный съезд. На нем Эл Башчи был избран депутат регионального парламента Урмат Князев. Впрочем, тогда республиканское управление Минюста не признало ни то ни другое мероприятие (как у куратора общественных организаций у него здесь решающее слово), ссылаясь на многочисленные нарушения при оформлении документов. В результате полномочия Эл Башчи продолжал исполнять Борис Алушкин.

Когда этой весной в регионе заговорили об очередных выборах, вопрос альтернативных курултаев встал в очередной раз. «Вы соберитесь, найдите мужество, отбросьте все эмоции, как я говорю, под кедрой зарежьте барана, сядьте, поговорите и примиритесь. И проведите настоящий нормальный Курултай в соответствии с уставом. Я буду способствовать нормальному, законному проведению этого мероприятия», — сказал тогда глава региона Александр Бердников.

«Жил и будет жить»

Съезд, поддержанный республиканскими властями, действительно был проведен 31 мая. Новым Эл Башчи был избран 65-летний Бронтой Бедюров, имеющий почти идеальную биографиию для «духовного лидера». Он закончил литературный институт (после которого, по его же словам, завел длительную дружбу с известным писателем Чингизом Айтматовым), писал стихи и повести, перевел на алтайский язык произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и «Земля людей». Сейчас он является секретарем правления Союза писателей России. Помимо писательской деятельности, Бедюров был председателем комитета по печати республиканского правительства, полномочным представителем республики при президенте РФ, а с 2009 года — официальным представителем главы Республики Алтай по культурным и общественным связям в Москве. Среди своих приоритетов на съезде он назвал содействие национальной и религиозной толерантности в регионе, укрепление национальных кадров в структурах власти и даже работу «над менталитетом современного алтайца».

Однако уже с начала съезда было ясно, что «мина» под него уже заложена. Из избранных 395 делегатов более 100 человек не явились, мотивируя это тем, что «съезд созван по инициативе высокопоставленных чиновников Республики Алтай и изберет Эл Башчы, в дальнейшем в своих действиях послушного им». Альтернативный съезд собрался уже 9 июня — в числе его главных организаторов был тот самый Урмат Князев. На нем новым лидером был избран бывший руководитель исполкома Курултая, депутат городского совета Горно-Алтайска Василий Кудирмеков. Еще весной он подал в суд на Бориса Алушкина и республиканское Министерство культуры за все вышеописанные истории.

Таким образом, в деле выборов нового Эл Башчи фактически установилась некая стабильность — никто из избранных «лидеров» свой мандат, естественно, сдавать не собирается. «Я не склонен драматизировать то, что происходило с апреля прошлого года. Потому что это нагнеталось в средствах массовой информации. Это происходил не раскол алтайского народа. Алтайский народ как раз со стороны с удивлением наблюдает за всей этой (ситуацией). Алтайский народ не при чем — он живет, жил и будет жить», — прокомментировал ситуацию после своих выборов Бедюров. С ним можно согласиться. Но проблема в другом. Скорее всего, институт Эл Башчи в его нынешнем виде окончательно утратил смысл, а все пертурбации вокруг выборов попросту дискредитировали главную идею духовного лидерства. Дальнейшие действия сторон, какими бы они ни были, станут лишь борьбой за власть в отдельной общественной организации. И не больше.

У партнеров

    Реклама