Ворота в Азию

Русский бизнес
Москва, 25.06.2012
«Эксперт Сибирь» №25 (337)
20 июня 2012 года в селе Веселоярске Рубцовского района состоялось официальное открытие склада временного хранения товаров, подлежащих процедуре таможенного оформления. Это первый шаг в развитии таможенной инфраструктуры на маршруте из Китая в Сибирь, транзитом через территорию Республики Казахстан

Фото: Виталий Волобуев

Третий по величине город Алтайского края — Рубцовск — местные жители прозвали «воротами в Азию». Во многом данное название оправдывает себя благодаря реально действующему маршруту, проходящему из Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район — СУАР) через территорию Республики Казахстан и далее непосредственно в СФО. Данный логистический маршрут передвижения грузов получил еще больший импульс, с образованием Таможенного союза. Вместо двух таможенных границ (России и Казахстана) на маршруте осталась, по сути, одна — Таможенного союза, что ускорило темпы доставки грузов через Рубцовский район. Инфраструктурные проекты не заставили себя ждать, в июне 2012 года был введен в эксплуатацию склад временного хранения (СВХ) компании «Либерал Вэльюз» (что буквально переводится как «либеральные ценности») — первая очередь логистического терминала компании. Когда проект заработает в задуманном сегодня формате, это станет первым успешным проектом развития приграничной таможенной инфраструктуры в регионе.

Ценности свободы

Открытый на прошлой неделе СВХ является утепленным корпусом площадью 1,3 тыс. кв. м (к которому прилегает открытая площадка для хранения товаров площадью 1,5 тыс. кв. м) на территории около 17 га, которую еще только предстоит обустроить компании «Либерал Вэльюз». Склад временного хранения оборудован современной техникой, которая позволяет быстро и эффективно проводить погрузочно-разгрузочные, досмотровые и иные работы, при этом гарантируя существенную экономию времени. С учетом укрепления взаимоотношений в рамках ШОС и скорой возможности для российских, китайских и казахстанских перевозчиков осуществлять прямую международную перевозку на участке Урумчи–Бахты–Веселоярск–Барнаул, можно с уверенность сказать, что стратегическое расположение СВХ на границе Российской Федерации и Республики Казахстан будет содействовать быстрому развитию компании «Либерал Вэльюз». Кроме того, важно отметить, что общий объем инвестиций в логистический терминал уже составил 40 млн рублей.

«Выбор географического местоположения СВХ обусловлен прежде всего перспективами развития маршрута транспортировки товаров из Китая через северо-запад Китая (Урумчи, СУАР) и транзитом через территорию члена единого экономического пространства — Республику Казахстан. Данный маршрут пользуется все большей популярностью, причем интерес проявляют не только участники внешнеэкономической деятельности Сибири, но и Урала, Дальнего Востока и европейской части России. Причина проста — с образованием Таможенного союза этот маршрут стал гарантировать гораздо более быструю доставку грузов, чем через морские порты Дальнего Востока. Кроме того, существует концепция Федеральной таможенной службы «О таможенном оформлении и таможенном контроле товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации», и мы идеально вписываемся в данную концепцию», — говорит директор «Либерал Вэльюз» Юрий Степко.

Тенденция повышения объемов грузоперевозок из Китая в Россию через Казахстан уже очевидна, и компания «Либерал Вэльюз» знает об этом едва ли не лучше остальных. Дело в том, что одним из основных партнеров в данном проекте выступает оператор внешнеэкономической деятельности «СибирьТрансАзия», который занимается доставкой и «таможенной очисткой» грузов из Китая. «В последние годы Китай активно вкладывает в развитие Северо-Запада. Государство стимулирует компании к инвестированию в приграничных провинциях, и мы видим, как Урумчи за 10–15 лет превратился в форпост экспортной торговли Китая на западе и сухопутные ворота экспорта в Россию», — констатирует руководитель департамента внешнеэкономических связей компании «СибирьТранс­Азия» Алексей Волков.

Казахстан притягивает

Правда, в этой бочке меда есть и ложка дегтя. Истоки проблемы все в том же Таможенном союзе России, Казахстана и Беларуси. После устранения таможенных границ между этими государствами в силу того, что в Казахстане налоговая система куда более мягкая, чем в России, логистический бизнес стал перетекать туда. «Казахстан сегодня представляет собой жесткий конкурирующий фактор для российских предприятий. Не ошибусь, если скажу, что три четверти грузов, идущих в Россию из Китая, теперь оформляется в Казахстане», — говорит сибирский представитель Ассоциации международных автоперевозчиков Сергей Якимец.

«Если китайский товар оформлен в Казахстане, то он уже считается товаром Таможенного союза и не нуждается в оформлении на российско-казахской границе. От этого экономика уже несет колоссальные потери. Даже в РЖД заговорили о перекосах в экспорте товаров — ну не может такой объем уходить в Казахстан для его собственных нужд. Понятно, что это просто способ снизить свое налоговое бремя и затраты на таможенное оформление — в Казахстане все это дешевле», — объясняет первый заместитель начальника Сибирского таможенного управления по таможенному контролю Андрей Бушин.

Поэтому понятно, что строительство таможенного комплекса на границе России и Казахстана — определенный риск для инвестора. Часть потока товаров обеспечат партнеры, с которыми уже заключены предварительные договоры, остальных необходимо привлекать, опираясь на опыт и знания специалистов компании и профессионализм сотрудников таможни. «В перспективах на этот год реконструкция административного здания, включающего в себя помещения офисные, для сдачи в аренду, гостиничные номера, кафе. Планируется строительство собственного железнодорожного подъездного пути и площадки под железнодорожные контейнеры. Наконец, самая амбициозная цель — до конца года получить статус таможенно-логистического терминала, с размещением здесь таможенного поста», — говорит Юрий Степко. С учетом расположения СВХ эта цель представляется выполнимой. «Границу нужно развивать, иначе в крупных городах на таможенных терминалах скапливаются большие пробки», — замечает Андрей Бушин. И это еще один аргумент в пользу нового СВХ, ведь благоприятные условия со стороны государства — важный фактор успеха в бизнесе. 

У партнеров

    Реклама