Жизнь после «Коллайдера»

Русский бизнес
Москва, 13.08.2012
«Эксперт Сибирь» №32 (340)
Форум «Томский коллайдер-2012» доказал, что молодежные площадки могут быть эффективным средством реального продвижения проектов. Не только глобальных, но и рассчитанных на потребности конкретных людей

Фото: Денис Титов

За две недели работы проекта «Томский коллайдер», который проходил в форме летнего лагеря, его участниками стали 450 старшеклассников и студентов. Большой молодежный муравейник успокаивался лишь для непродолжительного сна. Основное «коллайдерское» время было подчинено генерации и оформлению идей, построению планов и путей их реализации. «Инновации», «Лидерство», «Арт-парад», «Спецмедиа» и «Информпоток» — тематические смены предоставляли возможность не только для активного самовыражения, но и для интенсивного обучения, получения новых знаний и навыков. В ходе этого процесса участники разрабатывали проекты, искали команды, встречались с инвесторами, чтобы попасть в финал инновационного действа и представить свой проект команде приезжих экспертов. В финал вышли 24 проекта, и хотя на самом «Коллайдере» денег не раздают, некоторые из них получили поддержку непосредственно на месте.

«Коллайдер дает очень многое. Здесь большое количество людей, все интенсивно работают, кооперируются, — говорит студент Сибирского государственного медицинского университета Хамид Хамдамов. — Здесь я понял, что раньше находился в каком-то информационном вакууме. Нам рассказывали об основах бизнес-планирования, проектирования. Все было интерактивно, на практике. Не могу сказать, что я вышел маркетологом с «Коллайдера», но все это было очень важно. Нас учили думать по-другому, и, мне кажется, это очень важно. Углубилось понимание того, что инноватор — это человек, который делает себя сам».

Недетские технологии

Одним из хитов «Томского коллайдера» образца 2012 года стал проект «Разработка трехслойной полимерной пленки для упаковки молока с индикаторными свойствами», предложенный пятикурсницей химического факультета Томского государственного университета (ТГУ) Марией Беляевой. Идея, если описывать ее в двух словах, проста. Есть пленка, в которую упаковывается молоко и на которой находится определенный участок, меняющий свой цвет в зависимости от свежести продукта. Например, красный индикатор означает, что молоко свежее, а синий, как это ни прискорбно, что оно скисло. Известно, что обозначение срока годности на пакете далеко не всегда гарантирует первую свежесть продукта. Посему идея очень понравилась экспертам.

«Я участвовала в этом году в программе «Умник» и получила 250 тысяч рублей. Этих средств оказалось вполне достаточно для научной разработки, — говорит Мария Беляева. — Теперь нужны деньги только для запуска пробной партии. И в Томске нашлись потенциальные инвесторы, которые готовы с нами работать. На базе ТГУ есть предприятие «Полипластинженеринг», и начальное полупромышленное производство мы планируем делать на их оборудовании. При расширении производства, конечно, будем думать о своем заводе. Могу сказать, что по предварительным расчетам для выпуска начальной промышленной партии будет достаточно двух-трех миллионов рублей. Для запуска своего завода — 10–15 миллионов».

Стоимость пакета молока в пленке при этом увеличится всего на рубль. Но не это интересовало экспертов больше всего. Волновал вопрос иного плана — для кого этот проект? Для совестливых производителей, честных ритейлеров или обыкновенных потребителей?

«Изначально мы ориентировались только на переработчиков молока, — поясняет Мария Беляева. — У нас есть договоренности с некоторыми компаниями, которые, безусловно, в такой пленке с индикатором заинтересованы, поскольку поставляют свое молоко в супермаркеты свежим. Кроме того, мы обсуждали эту тему с представителями розничных сетей, и они сказали, что также заинтересованы в таком продукте и не боятся за свои условия хранения».

Точных аналогов своей разработки Мария не нашла. Есть похожие проекты, но их вряд ли можно назвать конкурентами. Один из них поддерживает Тетрапак, но он предназначен для бумажной упаковки. Другой работает так, что нужно открыть пакет молока, чтобы понять, скисло оно или нет. В общем, явных конкурентов нет, есть незанятая рыночная ниша. И работа идет полным ходом, а «Коллайдер», похоже, придал ей новое ускорение.

Еще одним серьезным проектом, получившим боевое крещение на «Коллайдере», стала разработка в области билиарной хирургии. «Я давно занимаюсь в научном кружке университета и анализирую больных с механической желтухой за последние двадцать лет, — говорит автор проекта Хамид Хамдамов. — И выяснилось, что нынешний подход к лечению не позволяет избежать большого оперативного вмешательства, и как следствие — высокой смертности. Это, как правило, больные со стриктурами, с опухолями внепеченочных и внутрипеченочных желчных протоков. Появилась идея разрушать непроходимость желчных протоков с помощью лазера. Основные преимущества, как у всех хирургических инноваций — уменьшение оперативного разреза, сокращение смертности».

На вопрос, зачем надо было ехать на «Коллайдер» со своей практически готовой разработкой, студент-медик отвечает просто: «У меня не было никакого опыта проектирования, но мне хотелось, чтобы моя научная разработка не закончилась на диссертации, как бывает со многими. Мы договорились с моим хорошим другом физиком-оптиком, что он разрабатывает лазер, а я на кафедре буду проводить доклинические и клинические исследования. На «Коллайдере» мне хотелось понять, как выйти на производство. Я поехал за опытом и связями, и там, действительно, оказалось большое количество людей, которые могут помочь в реализации этого проекта. Инвестиции пока не предполагаются, потому что мы находимся на стадии НИОКРа, но дальше, после клинических испытаний, надо будет думать об инвесторах».

Конечно, лазерными операциями сегодня никого не удивишь. Лазер применяется везде, и в хирургии в частности. Но в направлении, которым занимается Хамид Хамдамов, практики применения лазера не существует. «Я производил патентный поиск, — говорит он. — Аналогов нет. Потому что мы создаем принципиально новый, диодный лазер. Да, есть патенты на дробление камней, но это дорогостоящие американские и шведские лазеры. Такой стоит порядка двух миллионов долларов, а наш — около 200 тысяч рублей. И производство можно наладить в Томске, потому что здесь есть интеллектуальные ресурсы и высококвалифицированные специалисты».

Телепорты и телеканалы

Создание комфортной городской среды, организация досуга молодежи, образовательные инновации — эти направления на «Томском коллайдере» также не остались без внимания. Например, проект «Городские телепорты» заинтересовал заместителя мэра Томска Дениса Молоткова и идеолога концепции «Томск 3.0» Сергея Градировского. Суть идеи опять-таки проста, как таблица умножения.

«Мы предлагаем разместить в центре города проекторы и полотно, на которое бы с веб-камер в режиме реального времени транслировались различные достопримечательности мира, — говорит один из авторов проекта «Городские теле­порты» студент Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Тимур Молотов. — Это поможет томичам в большей степени почувствовать себя гражданами мира. Проект органично вписывается в концепцию «Томск 3.0» в части создания города когнитивного будущего. Денис Молотков и Сергей Градировский оценили проект как очень интересный, но несколько фантастичный».

Сегодня разработчики телепортов рассчитывают на поддержку городской администрации в решении вопросов аренды трех земельных участков для установки высококачественных проекторов и полотен, на которые будет транслироваться изображение. Мощности протекторов по расчетам должно хватить для четкой трансляции даже в солнечную погоду. «Фишка в том, что изображение будет транслироваться в режиме реального времени, — говорит Тимур Молотов. — В перспективе возможно проведение телемостов. В Томске много иногородних, иностранных студентов. Им было бы приятно увидеть свой родной город онлайн. Ведь одно дело — смотреть все дома на компьютере, и совсем другое — на экране в центре города».

Несколько фантастический проект имеет вполне реальную стоимость. Студентам необходимо на его реализацию 400 тыс. рублей, а в более дорогостоящей комплектации — 650 тысяч. Они надеются, что когнитивное будущее не заставит себя ждать, и «Городские телепорты» станут неотъемлемой частью Томска.

Заметным элементом образовательного пространства Томска и районов области обещает стать проект с запоминающимся названием «Варенье-ТВ». Идея создания детского образовательного телеканала принадлежит директору детской студии мультипликации «Хрустальная гора» Дмитрию Цветкову. С ней он и приехал на «Томский коллайдер». Студия занимается обучением детей и взрослых основам мультипликации и уже сняла несколько мультфильмов, пропагандирующих историческое наследие Томска. В частности, о деревянном зодчестве. «И вот мы решили объединить работу с детьми, производство медиа-контента и наши социальные инициативы, чтобы создать детский интернет-телеканал «Варенье-ТВ». Суть проекта — повышение социальной активности детей», — говорит Дмитрий Цветков.

«Варенье-ТВ» — не развлекательный телеканал. Это свое­образный медиа-центр с образовательным уклоном. «Я фактически приехал на «Коллайдер» с готовым проектом, и форум повлиял на его развитие фантастически, — говорит автор идеи. — Эксперты сказали, что можно объединить на площадке телеканала детские СМИ, поскольку у нас в области 14 школьных телестудий и мы можем делиться контентом. К реализации проекта уже готов подключиться региональный центр развития образования, возможно, в нем примет участие ГТРК «Томск» и другие организации». По замыслу создателей канала «Варенье-ТВ», на его базе можно создать систему развития детской журналистики, а также начать исследование самых инновационных методов образования. Если все задуманное удастся, то в перспективе не исключается создание лаборатории инновационного образования на базе телевизионной площадки.

Сейчас над такой площадкой работают. Дмитрий Цветков планирует запустить ее уже осенью нынешнего года. «То, что мы себе расписали — далеко за пределами наших привычных возможностей, но это и есть развитие, — говорит он. — Еще во время работы «Коллайдера» нам предложили помочь с техникой, с сайтом тоже помогут. Будем продолжать. Не надо ждать каких-то грантов, надо действовать самим».   

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№32 (340) 13 августа 2012
Экологическая безопасность
Содержание:
Включить правильные антитела

Крупные промышленные объекты не только загрязняют природу, но и отрицательно влияют на здоровье проживающих рядом людей. О том, как бороться с этим, не останавливая заводов и фабрик, знают в кемеровском Институте экологии человека СО РАН

Реклама