Полезные ископаемые и внутренние рынки

Спецвыпуск
Москва, 20.08.2012
«Эксперт Сибирь» №33 (341)
Во втором квартале 2012 года объем фактурных заявлений о частных инвестициях в Сибири превысил 159 млрд рублей. Более половины средств будет направлено на строительство магистрального нефтепровода от Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений

Результат предыдущих двух кварталов был примерно тем же. С октября 2011-го по март 2012 года было заявлено проектов на сумму около 300 млрд рублей, из них около 100 миллиардов приходилось на бюджетные инвестиции. Во втором квартале 2012-го анонсы государства были не столь масштабными — 10 проектов на общую сумму 19,5 млрд рублей, из которых 15 миллиардов приходится на сеть мусороперерабатывающих заводов в Новосибирской области. Впрочем, это объяснимо, заявления о госпроектах чаще происходят в конце или начале очередного бюджетного года.

В список фактурных заявлений частного бизнеса вошел магистральный нефтепровод от Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений до нефтеперекачивающей станции Тайшет с дальнейшим входом в систему Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Проект реализуется компанией «Транснефть», и его отнесение к разряду частных проектов вопрос спорный, ведь пакет акций полностью контролируется государством. Но о прямых бюджетных тратах государства речи не идет. Общая стоимость проекта превышает 96 млрд рублей, то есть около 60% стоимости всех анонсированных частных проектов во втором квартале.

Фактурные заявления о намерениях реализации инвестиционных проектов на территории Сибирского федерального округа (май–июль 2012 года)

Энергетика

В энергетике заявлен крупный проект кемеровского холдинга «СДС» — новая теплоэлектростанция мощностью 200 МВт, которая покроет потребности холдинга в тепловой и электрической энергии. Заявлено, что новый объект будет отвечать современным экологическим требованиям и работать в том числе и на низкокалорийных углях. «В последние годы стало тенденцией, когда крупные клиенты энергетиков обзаводятся собственными энергомощностями. Вот и холдинг СДС принял такое решение, — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Логика очевидна: вся компания и ее подразделения, в том числе и удаленные, становятся независимы от традиционных энергетиков, экономятся значительные средства, кроме того, компания получает возможность дополнительного заработка, продавая излишки тепла и электричества сторонним организациям, расположенным вблизи ее ТЭС».

По словам эксперта, на настоящий момент Сибирь не является энергодефицитной, скорее энергоизбыточной. Но масштабные планы государства по развитию Сибири и Дальнего Востока указывают на то, что электроэнергии и тепла понадобится еще больше. «В ближайшие годы развернется масштабное строительство промышленных объектов, начнется освоение богатейших месторождений полезных ископаемых, будут строиться многочисленные инфраструктурные объекты, потребуется электроэнергия для их строительства, а потом и для работы построенных объектов, населенных пунктов, нормальной работы всех коммуникаций и прочих объектов», — отмечает Дмитрий Баранов.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

В сельском хозяйстве и пищепроме ориентиры остаются прежними — строительство современных комплексов, ориентированных на внутреннее потребление. Скорость оборота инвестиций диктует свои правила: в основном речь идет о птице- или свинокомплексах. Так, проект группы компаний «Титан» вошел в обзор лишь в части проведения инфраструктурных работ — на них планируется направить около миллиарда рублей. При этом сам объект включает в себя комплексы по выращиванию свиней, птицы, производству комбикормов, глубокой переработке зерновых и так далее.

В то же время на территории Сибири регулярно появляются нестандартные проекты развития пищевой отрасли. В прошлом обзоре к таковым можно было отнести винное производство на Алтае, в этом — рыбоводческий комплекс «Сибирский осетр». Возникновение долгосрочных проектов в сельском хозяйстве (созревание самок осетра в комплексе длится около пяти лет) — без­условный плюс.

Нефтяная, химическая, угольная промышленность

В нефтяной промышленности практически любой проект можно отнести к разряду крупных. Речь всегда идет о длинных инвестиционных деньгах. Новые объекты призваны повысить эффективность использования имеющихся месторождений и снизить издержки на транспортировку полезных ископаемых. Во втором квартале 2012-го тенденция сохраняется. Речь идет об уже упомянутом нефтепроводе до ВСТО и очередной компрессорной станции компании «Газпром нефть».

В химической промышленности впервые за долгое время появился проект, направленный на внутрирегиональный спрос. Самарский Завод тарных изделий планирует производить в промышленно-логистическом парке Новосибирска пластиковую тару. Сейчас компания занимается производством евробочек, евроканистр, полиэтиленовых бидонов и баков. Судя по заявлениям начальника отдела развития Станислава Максимова, Сибирь представляет собой практически не освоенный рынок, а потому проблем со сбытом возникнуть не должно.

В угольной промышленности инвестпроекты сосредоточены на увеличении добычи на имеющихся участках. В то же время, как мы уже отмечали в одном из наших исследований (см. «Опереться на запад и идти на восток» в «Эксперте-Сибирь» № 23 за 2012 год), на угольной карте Сибири и Дальнего Востока появляются все новые точки: в Республике Тыва, Республике Саха-Якутия, Забайкальском крае к 2030 году может добываться свыше 140 млн тонн угля в год, на Кузбассе к этому времени — не более 200 млн тонн. Этот тренд подтверждается заявлением Evraz о планах по развитию угольного производства на Меже­гейском месторождении в Туве с общими запасами около 700 млн тонн угля.

Туризм

Внутренний туризм на протяжении многих лет остается одним из перспективных направлений развития экономики Сибири. На практике серьезные шаги в этом направлении сделаны только на Алтае и в Кемеровской области. В Республике Алтай и Алтайском крае растут туристические зоны «Алтайская долина» (рекреационная) и «Бирюзовая Катунь» (активный отдых). Сравнимых по значимости и размерам инфраструктурных вложений проектов в Сибири пока не много. Основной плюс Алтая — в авиадоступности: перелет из Москвы в Горно-Алтайск и обратно обойдется примерно в 20 000 рублей, а расстояние от аэропорта — около 25 км. Такими ценами и расстояниями пока не может похвастаться кузбасский Шерегеш.

В год в двух алтайских зонах будут отдыхать до 300 тыс. человек. Учитывая, что в этих районах Горного Алтая уже достаточно туристических комплексов, можно предположить, что речь идет о дальнейшем увеличении количества туристов, в том числе и из европейской части России. Значит, в этих районах стоит ожидать все новых инвестиционных проектов, направленных на удовлетворение качественного спроса искушенных столичных и иностранных отдыхающих. Кроме того, судя по заявлениям руководства особых экономических зон, речь идет не только об отдыхе, но и о проведении деловых и спортивных мероприятий.

Образование и наука

Все проекты в сфере образования и науки были заявлены в Новосибирской области. Регион наращивает свои связи с фондом «Сколково». Первый опыт сотрудничества с Институтом ядерной физики оказался удачным, и фонд рассчитывает и дальше привлекать регион к своим работам.

В мае список инновационных проектов Новосибирской области чуть не пополнил престижный Сколтех (Сколковский институт науки и технологий). Руководитель Научного совета «Сколково» Жорес Алферов предложил создать его на базе НГУ и Санкт-Петербургского академического университета. Проект института разрабатывает Massachusetts Institute of Technology (MIT), перед ним поставлена задача создать инженерно-предпринимательский вуз для подготовки кадров новой экономики. Уже тогда скептики высказывали сомнения в том, что НГУ с его традиционно сильными связями между образованием и наукой сможет претендовать и на статус центра подготовки инженеров для современных предприятий. Решение было озвучено в июне — Сколтех будет располагаться на территории самого Сколково.

Более практичные проекты Центра прикладных исследований и создания элементной базы для квантового компьютера не несут с собой крупных инвестиций, но позволяют сибирским компаниям получить новые компетенции и технологии и встроиться в технологическую цепочку крупных международных проектов. «Речь идет о том, что будет использоваться имеющийся в области огромный интеллектуальный, технологический, производственный и человеческий потенциал. И конечно же, в основе таких проектов лежат родившиеся в области идеи, которые можно коммерциализировать и прилично заработать на них», — говорит Дмитрий Баранов.

Машиностроение

Очередной проект кемеровского холдинга «СДС» — выпуск карьерных самосвалов БелАЗ. В 2012 году в Прокопьевске будет налажено сборочное производство, с 2013-го планируется производство части узловых механизмов и агрегатов. Пока речь идет о 90-тонных машинах, которые применяются на небольших карьерах Кемеровской области. Но в перспективе планируют собирать 130- и 220-тонные самосвалы. На таких работает, например, «Кузбассразрезуголь».

Сомнений в том, что местный производитель найдет свою нишу, нет. Официальная делегация Кузбасса на Белорусский автомобильный завод включала в себя сразу двух заместителей губернатора и одного первого заместителя, а значит, сделка была одобрена на высшем кемеровском уровне. Плюсы для региона тоже понятны. Находящийся в не лучшем положении Прокопьевск получает новую точку роста и рабочие места. Мест­ные угольщики — сокращение транспортного плеча и быстрое решение проблем с ремонтом техники.

Бюджетные инвестиции

Список государственных проектов был бы совсем краток и стандартен, если бы не заводы по переработке отходов, о строительстве которых заявили в Новосибирской области. На двух заводах — на каждом из берегов Оби — будут сжигать по 300 тыс. тонн мусора в год. В сумме это меньше, чем 800 тыс. тонн, которые производит 1,5-миллионный Новосибирск. Но в перспективе предприятия должны стать ядром экологического кластера. По словам исполнительного директора аудиторско-консультационной группы РБС (разработчик проекта) Андрея Мясникова, вокруг заводов вырастут мощности по сортировке мусора, производству товаров из вторичного сырья.

Остальные проекты представляют собой реконструкции и строительство все новых инфраструктурных объектов: дорог, мостов, а также создание образовательных и исследовательских площадок. Как было отмечено ранее, вряд ли стоит ожидать крупных государственных анонсов раньше середины осени, когда регионы начнут верстать свои бюджеты.

Проект «Активные инвестиции» представляет собой ежеквартальный «снимок» инвестиционной активности в Сибирском федеральном округе. На основе лент информационных агентств и сообщений предприятий аналитический центр формирует инвестиционную карту, в которой отображаются проекты в соответствии со стадиями их развития: фактурное заявление о намерении, старт строительства, ведущееся инвестиционное строительство, завершенное строительство, ввод в эксплуатацию.

Ежеквартально в журнале публикуется список фактурных заявлений о намерении реализации новых проектов. Один раз в год мы публикуем общий список заявленных, реализуемых и завершенных проектов. Кроме того, результаты наших исследований регулярно выносятся на обсуждение с представителями реальных секторов экономики, банков, лизинговых компаний, органов государственной власти на проводимых нами форумах и конференциях.

Отраслевой разрез инвестиций (без нефтепровода АК «Транснефть»)
Объем заявлений по регионам СФО

Новости партнеров

Реклама