Куклы без кукловода

Русский бизнес
Москва, 27.08.2012
«Эксперт Сибирь» №34 (342)
Роботы-актеры томской компании «Аниматроник» оказались востребованы в самых неожиданных местах

Фото: Компания «Аниматроник»

Кукла с лицом Пьера Ришара встречает посетителей в одном из магазинов одежды и предлагает посмотреть новые костюмы. Робот-аптекарь, похожий на Антона Павловича Чехова, собирает деньги в томской аптеке №1 для благотворительного фонда. Куклы говорят, двигаются и даже реагируют на движения и жесты посетителей. Все они — уникальные произведения томской компании «Аниматроник», создающей кукол-роботов для самых разнообразных целей.

«Аптекарь был первой социальной куклой, — говорит директор компании «Аниматроник» Андрей Рюмин. — Идея была хорошая, и она работает. Часто человека побудить отдать рубль на благотворительность, скажем так, непросто. Люди или внимания не обращают на это, или понимают, что надо дать, но как-то стесняются. Но когда вот этот аптекарь анекдот рассказывает… Человек послушает, достанет червонец, опустит, второй послушает и снова опустит. То есть идея все-таки работает. В первый день акции кукла денег собрала больше, чем здесь собирали за месяц».

Сегодня «Аниматроник» — уникальное штучное производство кукол. Несмотря на то что это чистый handmade, можно сказать, что бизнес получился вполне высокотехнологичным и инновационным. Интеллектуальная начинка для роботов способна оживить любую куклу, но успех, считает Рюмин, приходит только тогда, когда кукла получается смешная, живая и со своим характером. Если этого нет — значит, просто аналог собачки Айбо фирмы Sony или китайского Деда Мороза. Два притопа, три прихлопа… Должен получиться образ, тогда и родится настоящий кукольный моноспектакль.

Оживление пространства

Собственно начало компании «Аниматроник» было положено в ТИАСУРе — нынешнем томском университете систем управления и радиоэлектроники, где Рюмин учился на инженера-радиотехника, а параллельно писал миниатюры для студенческого театра. Увлечение театром сохранилось, и однажды, узнав, что в Томске живет необычный художник, создатель «живых» кукол Владимир Захаров, Рюмин предложил ему сотрудничество. Так в 1999 году отец-основатель томского театра кукол «Два плюс Ку» Захаров и его директор Андрей Рюмин начали своеобразный проект под названием «Оживление пространства». Конечно, хотели заработать денег для театра, но не переучиваясь на брокеров, юристов или экономистов, а используя собственные технические, творческие и административные навыки. Проект предполагал создание кукол-роботов, которые играли бы театральный сценарий без непосредственного участия человека.

Роботы-актеры ручной сборки оказались востребованы в самых неожиданных местах. Первым крупным проектом стал полностью автоматизированный музей, созданный для Сибирского химического комбината (ЗАТО «Северск», Томская область). Затем появились роботы для выставок и презентаций, веселые персонажи для витрин, офисов и ресторанов, живые портреты политиков. Однако работа на заказ с вытекающими из нее требованиями по срокам, качеству и гарантиям разрушала творческую составляющую проекта. Театр не смог мгновенно разбогатеть; после двух с небольшим лет такой жизни «Два плюс Ку» вышел из придуманного им проекта и ушел в самостоятельное плавание.Рюмин остался один с твердым намерением поставить на ноги начатое дело. В 2002 году был набран новый инженерный и художественный персонал и зарегистрирована марка «Аниматроник».

С тех пор компанией сделано более 140 анимированных объектов. Среди них подарочные куклы для VIP-персон — Дмитрий Медведев, Эльвира Набиуллина, Андрей Фурсенко, Виктор Зубков, Юрий Лужков, томский экс-губернатор Виктор Кресс, футболист «Локомотива» Дмитрий Сычев и другие. Веселые томские «аниматроники» живут в Москве и Санкт-Петербурге, Берлине и Астане, Новосибирске и Сургуте, Ханты-Мансийске и Самаре. «С политиком Сергеем Мироновым нам повезло, — говорит Андрей Рюмин. — Мы нашли чудесное интервью, где он пел самые разные песни — дворовые, бардовские, армейские. Так и появился образ мужчины в камуфляже у костра, интересного рассказчика и анекдотчика. А вот шикарных интервью с Эльвирой Набиуллиной мы не нашли, только сухие выступления по работе. Но интересный ход все равно придумали. Кукла в образе мага-предсказателя сидит на стопке книг «Экономика в свете кофейной гущи», «Кармические аспекты НДС», «Ясновидение», «Аура и Аурум» и голосом главы Минэкономразвития предсказывает будущее страны. Говорят, оригиналу подарок понравился…»

В августе 2010 года компания открыла новое направление деятельности — экспозиционное, связанное с коммерческим показом собственных работ. Тогда и была создана галерея «Аниматроник». Начав с показа шести кукол в Томском музее деревянного зодчества, за год галерея удвоила экспозицию, сделала резервные экспонаты и начала выставочную деятельность в сибирских городах. Любопытную новинку оценили областные власти. Рюмин начал получать заказы на «портреты» для VIP-персон. Куклы предназначались в подарок высоким гостям, посещающим Томск.

Передвижная галерея «Аниматроник» пользуется постоянным интересом публики sib_342_025.jpg Фото: Компания «Аниматроник»
Передвижная галерея «Аниматроник» пользуется постоянным интересом публики
Фото: Компания «Аниматроник»

Экспозиция «Куклы без кукловода» постепенно пополнялась. Часть своих кукол компания выкупила у бывших клиентов и использовала для организации выставки. Получилось нечто вроде публичной демонстрации достижений «Аниматроники» за несколько лет. Сейчас на выставке много различных персонажей — Пират, Меломан, Диджей, зицпредседатель Фунт и прочие. Все они двигаются, произносят тексты. Все куклы были сделаны на заказ и уже где-то служили. Швея, например, работала в ателье, почтальон Печкин — на туристической выставке и в строительной компании, Байкер работает на стенде администрации Томской области и принадлежит департаменту реального сектора экономики и поддержки предпринимательства.

«Мы делаем кукол для разных людей, — поясняет Андрей Рюмин. — В первую очередь для тех, кто выставляется на стендах, где нужен робот-помощник, который будет не просто роботом, а актером, привлекающим внимание людей. Также мы делаем кукол для предпринимателей, которые озабочены тем, чтобы их дело было представлено ярко. Это кафе, рестораны, офисы, даже стоматологии, и плюс всевозможные государственные учреждения, в которых наши куклы также оживляют пространство. В качестве необычного VIP-подарка мы, в частности, делали практически всех членов правительства, включая президента России. И наши томские руководители дарили московским политикам их «живые портреты».

Кукольные секреты

Средняя цена куклы порядка 100–150 тыс. рублей. В стандартный набор опций входят функция речи, наклоны и повороты головы, корпуса, моргание глаз, привод одной из рук или ног. Такой средней цене соответствует, например, сидящая за рабочим столом кукла-секретарь, ставящая печать и произносящая монологи на заданную тему.

Компанией запатентована базовая механическая конструкция, но главным ноу-хау является микроконтроллер управления механизмами куклы. Программа для микроконтроллера составляется с помощью специально разработанного программного обеспечения, в котором задаются алгоритмы и особенности движения всех составляющих частей куклы-робота. Вообще, анимационные куклы-роботы внешне мало чем отличаются от персонажей кукольного театра, разве что здесь нет артиста, который дергает за ниточки и произносит текст. Его функции выполняет низковольтный электродвигатель постоянного тока. В среднем в кукле стоят три или четыре мотора-редуктора и три мотора в голове (два для глаз и один для рта). Лицо и руки изготавливаются скульптором из сибирского кедра. В итоге получается робот-актер, способный играть свою роль при включении его в сеть 220 вольт.

Команда Андрея Рюмина, изготавливая по одной-две композиции в месяц, произвела уже более 140 динамических анимационных композиций. «Аниматроник» сегодня — это мастерская с четырьмя основными сотрудниками: арт-директором, скульптором по дереву и художником-декоратором в одном лице, инженером-механиком и инженером-электрон­щиком. На разовые работы привлекаются мастера разных специальностей — постижеры, краснодеревщики, швеи, разработчики программного обеспечения, актеры и звукорежиссеры.

Почему такой проект родился именно в Томске? На этот вопрос Андрей Рюмин отвечает просто. «Аниматроник» — это томский проект по определению. Здесь все компактно, — поясняет он. — Мне, например, надо какую-то железяку выточить — я могу и до Академгородка пешком дойти. И можно быстро найти нужного человека. Еще один плюс в том, что здесь очень большая концентрация мозгов как технических, так и творческих специалистов. И они все друг друга знают. А вот, скажем, в Москве такой проект невозможно будет реализовать. Так что анимационная кукла — это наш томский народный промысел, промысел ХХI века, наша хохлома, наши вологодские кружева. Он инновационный по той причине, что в основе — робот. Прикольный, потому что у нас молодежь, КВН, стэмы. Так что нам есть чем удивить и томичей, и приезжих».

Сейчас «Аниматроник» вынашивает очередную идею — компания хочет создать в Томске свою достопримечательность. Уже есть разработки для будущей краеведческой экспозиции, которую намереваются сделать томские робототехники. Это будет композиция «Тоян и Борис Годунов», проекты живых портретов томских купцов, декабристов и образы современных горожан. Еще Андрей Рюмин хочет, чтобы в городе была «живая витрина» — та самая достопримечательность. Чтобы была одна постоянная экспозиция для города и одна — для «набегов» на соседние регионы. «Чтобы можно было загрузить «газель» и всех удивить, — размышляет Рюмин. — Чтобы не динозаврами детей пугать, а какими-нибудь интересными героями увлечь, которые были бы волшебными, скажем так».

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№34 (342) 27 августа 2012
Нефтегазовый комплекс
Содержание:
Испытание Восточной Сибирью

На востоке страны сегодня формируется нефтегазовый анклав, в большей степени интегрированный в экономику зарубежных стран, нежели в экономику России. Без коренных преобразований в базовой для Сибири отрасли хозяйствования изменить положение не получится

Реклама