По дальневосточному сценарию

Объем активных инвестиционных проектов — заявленных, ведущихся или завершенных с октября 2011-го по июль 2012 года в Восточной Сибири — превысил 800 млрд рублей. Крупный бизнес значительно обгоняет государство по инвестиционной активности на этой территории

Крупные инвесторы быстро осознали факт того, что Восток России находится в зоне интересов федеральной власти. Общий объем фактурных заявлений о намерениях от крупных российских холдингов и госкомпаний составляет около 50% общей стоимости всех частных инвестиционных проектов Восточной Сибири. Стоит отметить, что четверть вкладываемых в регион частных инвестиций идет через госкомпании. Это модернизация РЖД, трубопроводные проекты «Транснефти», развитие предприятий госкорпорации «Ростехнологии» и другие. Но не менее значимую роль в инвестиционных процессах играют и крупнейшие российские холдинги — En+ Group, ГМК «Норильский никель», «Металлоинвест», Evraz Group, ИФК «Метрополь». Впрочем, в начинаниях этих компаний, как правило, также присутствует государственный капитал — в виде различных инструментов господдержки или проектного финансирования от госбанков.

Тотальное преимущество крупных игроков в намерениях и начинаниях обеспечивается тремя проектами. Первый из них известен давно и находится в настоящее время в подвешенном состоянии — это освоение лесов Красноярского края компанией «Ангара Пейпа». Краевые власти указывают на задолженность по арендным платежам в размере около 50 млн рублей. Они даже попытались инициировать исключение проекта из списка приоритетных федеральных в области лесопереработки, что могло повлечь за собой расторжение договора на долгосрочную аренду лесного фонда. В ответ ОАО «Ангара Пейпа» подало в суд, оспаривая законность инициативы регио­нальных властей. Пока судебные решения говорят в пользу компании, но отсутствие общего языка с властью на местах вряд ли положительно сказывается на динамике развития проекта. Хотя еще в июне в Казани в рамках Российско-японского инвестиционного форума ОАО «Ангара Пейпа» подписало соглашение об утверждении технического задания на проектирование и строительство лесопромышленного комплекса в Енисейском районе Красноярского края с японской компанией Marubeni Corporation. Как отмечал журнал «Эксперт», если заявленный проект все-таки будет реализован, он станет первым за все постсоветское время примером строительства крупного целлюлозного завода с нуля в России.

Второе крупное начинание — магистральный нефтепровод компании «Транснефть» от Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений в Красноярском крае, окончательное решение о строительстве которого было принято Правительством РФ этой весной. Но самый глобальный проект — Богучанский алюминиевый завод, который возводится в комплексе с Богучанской ГЭС в Нижнем Приангарье. В реальности речь идет о государственно-частных инвестициях. В сумме три названных проекта составляют более половины всех частных инвестиционных планов, изменения по которым были зафиксированы в рассматриваемом периоде.

Ключевое отличие восточных проектов от тех, что развиваются в Западной Сибири — их большая ориентированность на природные ресурсы. В Новосибирской, Томской, Омской областях, на Алтае всегда можно найти инвесторов, развивающие проекты для внутреннего спроса: пищевые производства, фабрики детских игрушек, сети гостиниц, ресторанов, крупные сельскохозяйственные объекты. Проекты подобного рода на востоке пока можно пересчитать по пальцам, а их доля в общем объеме инвестиций незначительна. Можно говорить о том, что Восточная Сибирь развивается по дальне­восточному сценарию. Огромные расстояния, низкая плотность населения в сочетании с меньшей платежеспособностью, а также локальность рынков не дают возможности развернуться крупным российским и международным холдингам, ориентированным на производство товаров народного потребления или пищевую промышленность. Исключение, пожалуй, составляет лишь Красноярский край, на территории которого кипит разнообразная бизнес-жизнь. Но в целом для инвесторов Восточной Сибири ключевыми остаются три отрасли — металлургия, химическая промышленность и связанная с ними энергетика. Крупных проектов в нефтянке и газовой промышленности за последний год заявлено не было. Единственный действительно крупный, попавший в наш обзор, — разработка Ново-Михайловского газоносного месторождения в Хакасии, общие вложения в которое, по оценкам республиканского правительства, составят около 14 млрд рублей.

Металлургия

Ключевых инвесторов в металлургии три — группа En+ Олега Дерипаски, «Норильский никель» и «Металлоинвест». Первый вкладывает ресурсы в строительство Тайшетского и Богучанского алюминиевых заводов в Иркутской области и Красноярском крае, второй — в развитие Быстринского месторождения медных руд в Забайкальском крае, третий — в развитие Удоканского медного месторождения. В сумме крупнейшие проекты этих компаний составляют более 90% от всех вложений в металлургию. При этом все ориентированы на традиционную продукцию — алюминий и медь плюс сопутствующие цветные и черные металлы. Хотя в Восточной Сибири немало других перспективных проектов на стадии разведки или обсуждений конкретных планов их развития, не вошедших в список активных. «В горнодобывающую отрасль Сибири сейчас направляются достаточно интенсивные инвестиционные потоки, — говорит научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Николай Самсонов. — Во-первых, это освоение Удоканского месторождения меди в Каларском районе Забайкальского края. История его разведки с бесконечным желанием освоения и таким же бесконечным откладыванием сложная. Но сегодня его развивает компания «Металлоинвест», инвестиции составят не менее 150 миллиардов рублей. Второй по значимости медный проект — это Кингашская группа кобальт-медно-никелевых месторождений в юго-восточной части Красноярского края, инвестиции оцениваются на уровне 50 миллиардов рублей. Также вполне реальный проект, хотя начало его освоения может несколько затянуться или даже оказаться проданным. Сейчас в него инвестирует компания «ИнтерГео», можно считать, что инвестор — Михаил Прохоров. Эта же компания инвестирует в разведку не очень крупного медно-молибденового месторождения Ак-Суг в Туве. «Норильский никель» также подготавливает дополнительную сырьевую базу в Норильском промышленном районе, в частности, через десять лет планируется ввести в эксплуатацию приличное по запасам платиново-медно-никелевое месторождение Масловское. Недавно «Норильский никель» удивительным образом «проиграл» в конкурсе на право эксплуатации месторождения Норильск-1, и, учитывая расположение объекта в зоне производственной деятельности комбината, думается, что все же получится аннулировать результаты непонятного конкурса, в котором победила внеотраслевая компания «Русская платина» (входит в группу «Альянс»). В противном случае получим либо очередное затягивание проекта, либо спекулятивную сделку, либо критически низкую эффективность разработки месторождения».

Долго обсуждавшийся проект группы компаний «Метрополь» и «Роснано» наконец обрел свои окончательные очертания в феврале этого года. Стало известно, что стороны равными частями по 3,5 млрд рублей профинансируют создание бериллиевого производства в Бурятии. Единственный в России бериллиевый рудник должен будет вывести компании в мировые лидеры — к 2015 году планируется занять 24% мирового рынка этого металла. Наряду с бериллиевым производством у «Метрополя» в Бурятии заявлено еще немало проектов по добыче цинка, свинца, золота. А судя по количеству социальных инициатив группы, в республике на ней завязана половина праздников, конференций, деловых форумов и экологических акций в защиту Байкала.

Химическая промышленность

В список крупнейших инвестиционных проектов в химической промышленности традиционно попал завод поликристаллического кремния группы «НИТОЛ» в Усолье-Сибирском Иркутской области. Первые пробные партии поликремния начали выпускать здесь еще в 2008 году. В 2009-м к проекту присоединилась «Роснано». С тех пор компания постепенно наращивает производство. Очередной виток модернизации подразумевает выход на мощность в 5 тыс. тонн в год. Проект ориентирован исключительно на экспорт, в качестве потребителей продукции выступают производители солнечных батарей из США, Европы и Китая.

Ориентация на мировые рынки уже подвела производителя. Как сообщили представители группы «НИТОЛ», с 2008-го по 2011 год рыночная стоимость поликристаллического кремния на мировом рынке упала с 400 до 30 долларов за килограмм. В первом квартале 2012 года темпы снижения составили около 5% в месяц, летом — около 2–3%. В августе средняя спотовая цена составила 20,6 доллара за килограмм. «По мнению большинства производителей, дальнейшее снижение цены приведет к полной потере маржинальности даже у самых крупных производителей, а для мелких — сделает производство убыточным, — отмечают в компании. — По нашему мнению, в 2012 году снижение цен на поликристаллический кремний продолжится и цена достигнет уровня 19–19,5 доллара за килограмм. За это время на рынке произойдет ряд структурных изменений. Прежде всего существенно сократится количество производителей. Те, кто останется, будут делать ставку на высокое качество продукции. Уже в начале 2013 года существенно повысится спрос на солнечные модули за счет достижения ценового паритета в развитых странах, и цены на поликристаллический кремний пойдут вверх, достигнув 25–30 долларов за килограмм».

По информации регионального правительства, в настоящее время компания усиливает традиционные направления химического производства, которые существовали в Усолье-Сибирском с советских времен. В такой ситуации ожидать создания «солнечного кластера» с производством солнечных батарей и сопутствующих товаров, о котором говорилось на старте проекта, было бы по крайней мере наивно.

Энергетика

Главная интрига в энергетических проектах Восточной Сибири — сколько ГЭС возникнет здесь в ближайшие годы. На одной стороне экологи, поддерживаемые фондом WWF, на другой — крупный бизнес, возбужденный возможностями сбыта дешевой электроэнергии в соседний Китай и в целом в Азию. Из большого списка инициатив в гидроэнергетике в перечень проектов 2012 года попала Нижне-Курейская ГЭС, окончательная договоренность о строительстве которой была достигнута между красноярскими властями и «РусГидро» в мае этого года.

Из внутрирегиональных проектов стоит отметить «Малый Юг», реализуемый «Иркутскэнерго». За последние несколько лет компания глобально реконструировала ТЭЦ, ГЭС и теплосети Иркутска, Ангарска и Братска. Работы по нему выполнялись в три этапа. Первый — завершение реконструкции сетей в Ленинском районе Иркутска с закрытием нерентабельных электрокотельных. Второй — построение тепломагистрали между ТЭЦ-10 и ТЭЦ-9 для оптимизации работы последней. Третий — возведение трубопровода между ТЭЦ-10 и котельной Северного промышленного узла в Иркутске. Последний этап пока приостановлен. Год назад генеральный директор компании Евгений Фёдоров заявил о том, что в строительстве магистрали и объединении энергосистем двух городов в течение ближайших нескольких лет нет необходимости, поскольку угрозы энергодефицита еще не возникает. Но если промышленность и жилищное строительство в Иркутске и Ангарске будут развиваться, «Иркутск­энерго» вернется к рассмотрению этого вопроса.

Инфраструктура

В инфраструктуре основным инвестором востока остаются РЖД, En+ и «Норникель». Госкомпания занимается реконструкцией и развитием дороги и всей прилегающей инфраструктуры, а холдинги самостоятельно тянут все новые ветки к разрабатываемым месторождениям. Как отмечает глава En+ Logistics Рашад Гусейнов, восточные территории — идеальный полигон для построения крупных логистических схем. Так, одним из приоритетных проектов для компании является строительство железной дороги от Транссиба до Саяногорска в обход реки Абакан (Хакасия). «Совместно с правительством Хакасии сейчас активно ведем работы по проекту. Мы сделали лазерное сканирование всей местности и создали платформу на базе геоинформационной системы (ГИС). В ближайшее время мы планируем начать проектирование этой дороги уже в ГИСе», — говорит Гусейнов. Проект предполагается осуществлять на принципах государственно-частного партнерства, помимо En+ и правительства Хакасии туда могут войти и другие заинтересованные компании, например СУЭК, добывающий в Хакасии значительные объемы угля. Инвестиции в дорогу предварительно оцениваются в 117 млн долларов. В En+ подчеркивают, что инфраструктурные инициативы всегда находят понимание на местном уровне. Так, решение о создании коллективного диспетчерско-логистического центра было принято Восточно-Сибирской железной дорогой всего за 20 дней, а в прошлом году по инициативе структур En+ в Иркутской области для всех операторов была организована работа в системе обезличенного вагона.

РЖД в свою очередь рассчитывает на дальнейший рост объемов перевозок, связанный с ростом азиатской экономики и разработкой новых восточных месторождений. «Для обеспечения роста перевозок требуется усовершенствование железнодорожной инфраструктуры с приоритетным вниманием к развитию Транссиба и увеличению пропускной способности БАМа. Бурный рост экономики стран Азиатского региона, новый виток развития отношений России-Монголии-Китая дает импульс в развитии Улан-Баторской железной дороги, погранперехода Наушки. Ведутся работы по подготовке железнодорожной инфраструктуры к увеличению объемов погрузки, связанной с разработкой Жеронского месторождения угля, Холоднинского месторождения полиметаллических руд, Апсатского месторождения каменного угля», — говорит начальник службы корпоративных коммуникаций Восточно-Сибирской железной дороги Евгений Хохряков.     

О проекте «Активные инвестиции»

Проект представляет собой ежеквартальный «снимок» инвестиционной активности в Сибирском федеральном округе. На основе лент информационных агентств и сообщений предприятий аналитический центр формирует инвестиционную карту, в которой отображаются проекты в соответствии со стадиями их развития: фактурное заявление о намерении, старт строительства, ведущееся инвестиционное строительство, завершенное строительство, ввод в эксплуатацию.

Ежеквартально в журнале публикуется список фактурных заявлений о намерении реализации новых проектов. Один раз в год мы представляем общий список заявленных, реализуемых и завершенных проектов. Кроме того, результаты наших исследований регулярно выносятся на обсуждение с представителями реальных секторов экономики, банков, лизинговых компаний, органов государственной власти на проводимых нами форумах и конференциях.

В качестве Восточной Сибири в нашем обзоре рассмотрена часть Сибирского федерального округа, входящая в этот экономический макрорегион. То есть мы исключили из нашего обзора Республику Саха (Якутия).