Призрак агломерации бродит по Иркутску

Повестка дня
Москва, 10.09.2012
«Эксперт Сибирь» №36 (344)

В Иркутске возрождается тема создания агломерации с Шелеховым и Ангарском. С 3 сентября по 1 октября Центральный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства при Российской академии архитектуры и строительных наук проведет профильное исследование среди жителей трех городов. Им будет предложено ответить на 34 вопроса, касающихся взаимоотношений жителей и городской среды: какие районы человек посещает, насколько важен для него центр города и прилегающие к нему районы, как складываются отношения с приезжими. Авторы исследования подчеркивают, что цели получения ответа на вопрос, создавать «агломерацию» или нет, перед ними не ставится; что полученные результаты будут использоваться исключительно в научных целях, а опыт будет ценен и для других городов страны (обработка данных закончится 1 ноября 2012 года). Тем не менее проведение опроса весьма показательно.

Концепция развития Иркутской агломерации была разработана еще в 2007–2008 годах областным Фондом регионального развития под председательством Алексея Козьмина. Начинание поддержал губернатор Иркутской области Александр Тишанин, управлявший регионом с сентября 2005-го по апрель 2008 года. Предполагалось, что за несколько лет Ангарск, Шелехов и Иркутск будут связанны дополнительными транспортными маршрутами, в том числе «железнодорожным автобусом», любимым детищем железнодорожника Тишанина. Но проект был в штыки воспринят местными элитами, которые опасались передела сложившихся сфер влияния в муниципалитетах. Сегодня, спустя четыре года, у идеи агломерации (и превращения Иркутска в еще один сибирский «миллионник») по-прежнему есть сторонники и противники. За объединение в той или иной форме выступает депутат Гордумы Иркутска Олег Геевский, в мае этого года публично объявивший о выходе из «Единой России»: «Нам уже пора мыслить в категориях «Большого Иркутска». Взять Иркутский район: он давно уже интегрирован в интересы областного центра. За прошедшее десятилетие возникли поселения, в которых жители формально являются жителями Иркутского района, но работают в Иркутске. Более того, в Иркутске эти люди интенсивно перемещаются по автомобильным дорогам, покупают не только дорогостоящие предметы, такие как мебель и бытовая техника, но и ширпотреб и продукты. То же самое относится к части населения Ангарска и Шелехова: достаточно оценить загрузку магистрали М-53 в утренние и вечерние часы, чтобы понять, что существенная часть населения этих городов тесно связана с Иркутском».

По мнению Геевского, роль координатора планов развития муниципалитетов может взять на себя облправительство и Законодательное собрание региона. «Инструментом превращения идей в конкретные проекты может стать созданный с участием государственных и муниципальных структур институт развития города, который будет формировать технические задания для проектировщиков. А в исполнителях проектов у нас недостатка нет: это и высшая школа, и Иркутский научный центр СО РАН», — считает Геевский.

По мнению заместителя мэра, председателя комитета по экономике Алексея Альмухамедова, смысла в искусственном объединении Иркутска, Шелехова и Ангарска нет. «Иркутск остается единственным городом Восточной Сибири, который демонстрирует устойчивый прирост населения. К 2025 году мы выходим на цифру порядка 700 тыс. человек, и это очень осторожные прогнозы. Есть миф, что достижение городом определенной численности населения делает его «миллионником» и автоматически приводит к увеличению инвестиций. Это неправда. Наша цель — постепенный рост численности населения с повышением его качественных характеристик», — убежден Альмухамедов. По его мнению, в расширении границ города заинтересован строительный бизнес. «Этот подход тупиковый: бездумное расширение границ дает дополнительную нагрузку на инфраструктуру, на дороги, на сети. Плотность населения в Иркутске в разы меньше, чем в любом европейском комфортном городе. Пока внутри города есть громадные неэффективно застроенные территории, путь реализации комплексных проектов реновации территории выглядит гораздо более привлекательным, чем изменение границ», — считает вице-мэр.

Кандидаты на реновацию — поселки Жилкино, Кирова и Горького. Географически Иркутск как бы разделен на два отдельных города: это центральная часть и прилегающие к ней районы по обеим берегам Ангары, а также отдельно расположенные районы Ново-Ленино и Иркутск-II. Пространство между ними представляет собой слабо урбанизированную территорию, где находятся обширные складские и бывшие производственные помещения. Многоэтажные дома представлены здесь отдельными фрагментами, а остальная часть жилого фонда — типично сельская усадебная деревянная застройка. Другая территория, требующая реновации, это микрорайон Парковый. Здесь практически нет офисных и производственных помещений, мало торговых и культурных центров, а дома — одно- и двухэтажные бараки советского времени. «Замена этой застройки на многоэтажную, с совмещением функций жилья и офисных помещений и обновлением коммунальной инфраструктуры, даст нам серьезный задел для роста», — уверен Альмухомедов.

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№36 (344) 10 сентября 2012
Кинематограф
Содержание:
«Свадьбы мы не снимаем»

В Новосибирске можно снимать полнометражное художественное кино без государственной поддержки и крупных инвесторов. В этом уверен режиссер Олег Захаров

Реклама