И «Синкансэн» пойдет из Томска…

Связи между российским и японским университетом открывают новые возможности для студентов и ученых

Александр Уваров отправит своих студентов в Японию в апреле 2013 года

Межуниверситетский технологический диалог с участием Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) и университета Рицумейкан (Киото, Япония) в партнерстве с Открытым университетом «Сколково» проводится в Томске во второй раз. Диалог — формат достаточно свободный; направлен он прежде всего на создание альянсов между учеными разных стран и поиск новых областей для проведения совместных исследований. Участвует в мероприятии вся университетская рать — от студентов и молодых ученых до умудренных опытом профессоров, ведущих исследования и разработки в области информационных наук и технологий.

В нынешнем году в Томск для участия в Межуниверситетском технологическом диалоге прибыла делегация из 25 студентов. Вместе с ними приехали несколько профессоров университета Рицумейкан: изобретатель трехмерного ультразвукового гаптического дисплея профессор Хироюки Синода (Токийский университет), эксперт в Q-методологии проведения социологических исследований в области предпринимательства Рональд Пек (США), проектировщик систем Ubiso GmbH Александр Кравченко и другие.

Хотя рабочий язык технологического диалога — английский, ни томских, ни японских студентов и профессоров это не смущает. Коммуникация на иностранном языке на профессиональные темы позволяет участникам получить практические навыки в переговорах с деловыми партнерами. И здесь нет разницы, идет разговор о расчетах затрат калорий с использованием временных рядов, полученных во время ходьбы, о навигационных системах для школьников, о моделях распространения знаний в разных областях науки и технологий или о подборе макияжа с помощью обработки изображений.

Танцы будут впереди

Основными целями Межуниверситетского технологического диалога являются обмен опытом студентов и профессоров японских университетов с коллегами из томских вузов в области новейших инженерных разработок, а также поиск новых форм партнерства. Например, одним из совместных проектов в следующем году будет чемпионат-исследование по робототехнике и, в частности, по танцам роботов. А нынешние технологические диалоги по традиции завершила конференция TEDxTomsk по теме «Технологии и приключения». «Мы второй раз проводим такой межуниверситетский диалог. И его основная идея в том, чтобы к нам могли приехать как молодые исследователи, так и уже состоявшиеся профессора и рассказать о себе, — говорит проректор ТУСУРа по инновационному развитию и международной деятельности, директор института инноватики Александр Уваров. — Мы со своей стороны показываем все, что у нас есть. Идея в том, чтобы понемногу начинать сближать технологические позиции, чтобы постепенно находить точки соприкосновения и чтобы этот диалог завершался техническими проектами».

Программу межуниверситетского технологического диалога открыла панельная дискуссия на тему «Кто и как создает технологии в Японии и в России?». По словам Александра Уварова, основным источником новых технологий должны быть университеты. «Доходы от исследований и разработок в ТУСУРе составляют 40%. Выпускники ТУСУРа создают лаборатории и кафедры, вкладывают 10 млн долларов в развитие университета. Вокруг ТУСУРа создан пояс из 125 технологических компаний, которые являются одним из важнейших ресурсов для разработки новых технологий», — говорит о роли университетов в создании технологий проректор ТУСУРа.

Виктор Крысанов: «Вопрос об открытии офиса университета Рицумейкан в Томске уже решен» sib_345_018-2.jpg
Виктор Крысанов: «Вопрос об открытии офиса университета Рицумейкан в Томске уже решен»

«Ответ на вопрос «Кто и как создает технологии?» зависит от политической ситуации, культурных особенностей и ситуации внутри университетов. В Японии источником новых технологий в основном являются компании. Задача же университетов состоит в том, чтобы поставлять сильные кадры для проведения исследований в университетах и компаниях», — уверен профессор университета Рицумейкан Виктор Крысанов. Профессор Крысанов, кстати, сам выпускник ТУСУРа, работает в Японии уже семнадцать лет. «Благодаря тому что есть у нас такие выпускники-звезды, удается построить эффективные мосты между знаниями и технологиями, странами и корпорациями», — говорит Александр Уваров.

Мосты, действительно, налаживаются весьма эффективно. Второй день диалога, посвященный программным технологиям, собрал не один десяток как томских, так и японских проектов. С обеих сторон предлагались весьма любопытные решения, способные заинтересовать серьезный бизнес. Например, технология, разрабатываемая магистрантом университета Рицумейкан Юхей Андо, заключается в создании виртуального музея для прогулок с использованием полного 3D-модели­рования. Цель исследования — разработать технологию, которая позволит перемещаться по музею с учетом перспективы, смены угла обзора, ускорения и замедления перемещения. Работа проводится в реальных музеях, где сначала снимается фильм, затем производится моделирование и обсчет данных с целью создания максимально приближенной к реальности 3D-модели. После этого наступает самый сложный этап, над которым работает Юхей Андо, — создание не просто набора снимков, а непрерывно движущейся 3D-модели.

Другой магистрант университета Рицумейкан Масатака Юкава разработал специальные меры защиты от землетрясений и их последствий для детей. Система предполагает обеспечение навигации для эвакуации детей к ближайшему убежищу в случае землетрясения. Она позволяет определить местонахождение ребенка, поскольку отслеживает его по точкам Wi-Fi и информирует о его местоположении родителей. «Перфекционизм у них в крови, — считает Александр Уваров. — Если наши студенты соревнуются с компанией «Сибавтоматика», то японские — конкурируют у себя c Sony!» В свою очередь профессор Икуко Нисикава искренне удивлена уровнем томских студентов: «Я занимаюсь исследованиями в области искусственного интеллекта. Это мой первый визит в Россию. На меня произвело впечатление то, что все студенты свободно разговаривают на английском и делают очень интересные презентации».

Профессор Икуко Нисикава искренне удивлена образовательным уровнем томских студентов sib_345_019.jpg
Профессор Икуко Нисикава искренне удивлена образовательным уровнем томских студентов

На вопрос, чем должен закончиться диалог, участники отвечают по-разному. Если для Виктора Крысанова это проект, который служит взаимному пониманию двух стран, то у Александра Уварова другое видение. «Моя мечта в том, чтобы после этого диалога, дискуссий и встреч, наши и японские заинтересованные выпускники наконец-то соединили Новосибирск с Томском поездом «Синкансэн», который едет со скоростью 350 километров в час, — говорит он. — Для японской стороны это вообще не вопрос, это техническая тема, которую надо взять и сделать. Поэтому я не могу объяснить коллегам, почему мы не можем быстро добраться до Новосибирска».

Один шаг от Томска до Киото

Общими усилиями русский и японский университеты подошли к своему главному совместному проекту — двойному диплому. Первое в России представительство японского технического университета откроется при ТУСУРе, что «позволит готовить специалистов с двойным дипломом для предприятий японских компаний», отметил Виктор Крысанов. «Вопрос об открытии первого технического образовательного офиса в Томске уже решен. Нашему проекту три года, и они показали, что ТУСУР очень надежный партнер. Опыт сотрудничества русского и японского университетов уникален. Таких прецедентов не было. Существуют подобные проекты, но не в области информационных и компьютерных наук», — добавляет Крысанов.

«Открытие офиса планируется во второй половине 2013 года, — развил тему Александр Уваров. — В настоящее время подписан только договор о двойных дипломах для кандидатов наук, дипломы для бакалавров — наша мечта... Это действительно будет первый представительный офис технического японского университета в России. Его цель — привлечь внимание японских компаний, которые ведут бизнес в России. Их достаточно много — например, Nissan, Toyota — они открывают свои заводы и фабрики. Но специфика японских компаний в том, что в какой бы стране ни открывался завод, они не берут на работу людей без японского образования».

Представительство университета Рицумейкан решено открыть в Томске, несмотря на то что японские компании строят заводы в районе Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Липецка и Дальнего Востока. Студенты русско-японской программы будут не только получать двойные дипломы ТУСУРа и университета Рицумейкан, но и обучаться по японской системе — без обязательных сессий, устных экзаменов и отчислений, если не успел закрыть сессию в срок. Для участия в программе необходим высокий уровень английского языка, поскольку помимо профессора Крысанова лекции будут читать два профессора-американца и австралиец. Кроме того, часть обучения пройдет в Японии. Первая томская студентка отправится туда для обучения по русско-японской программе в апреле 2013 года. «По итогам поездки будет сформирован учебный план, с которым мы сможем дальше работать. В частности, находить контакт с японскими компаниями в России. После этого будет открыто томское представительство», — добавил Александр Уваров.  

Университет Рицумейкан — третий по величине частный университет в Японии. Занятия вуза проходят в городах Киото и Шига. В 2000 году университет отметил 130-й день рождения частной школы Рицумейкан и 100-летие со дня основания самого университета, в том же году Рицумейкан открыл международный Азиатско-Тихоокеанский университет в префектуре Оита. В настоящее время Рицумейкан — комплексный образовательный институт, состоящий из двух университетов, трех старших и трех младших школ. Общеобразовательные дисциплины в университете Рицумейкан преподаются на каждом факультете в рамках ориентации на направление факультета. При каждом факультете созданы НИИ по отраслям наук. Вуз известен своей успешной работой по отбору и запуску коммерчески успешных научных направлений. 

ТУСУР — один из ведущих вузов Томска, реализующий предпринимательскую модель образования. Подготовка специалистов и инженеров ведется в вузе на семи дневных и вечерне-заочном факультетах по 55 специальностям и направлениям в области радиотехники, информационной безопасности, электронной и вычислительной техники, программирования, автоматики и систем управления, информационных технологий, экономики и социальной работы.