Заявка на лидерство

Экономика и финансы
Москва, 24.09.2012
«Эксперт Сибирь» №38 (346)
Приняв на своей территории «малый БЭФ», Бурятия сделала серьезную заявку на лидерство, предложив новое видение региональной проблематики с акцентом на ускоренное развитие восточных территорий

Фото: Виталий Волобуев

13–15 сентября в Улан­Удэ в рамках Байкальского экономического форума (БЭФ) прошла международная экономическая конференция «Новая экономика — новые подходы», организованная Советом Федерации РФ и властями Республики Бурятия. Двенадцать лет до этого проведение БЭФа было прерогативой Иркутской области, а его бессменным куратором — Дмитрий Мезенцев, сначала в ранге сенатора, а затем — и на посту губернатора региона. Сибирский аналог петербургского форума, БЭФ проходил раз в два года. Правда, в 2010­м было принято решение, что форум станет ежегодным. Однако после «катапультирования» идейного вдохновителя БЭФа Сергея Миронова с поста председателя верхней палаты российского парламента, а затем и отставки Мезенцева с поста губернатора региона было решено в 2012 году форум в Иркутской области не проводить.

Знамя, выпавшее из ослабевшей руки западных соседей, подхватила Республика Бурятия. Здесь уже был опыт организации экономической конференции «Роль Сибири и Дальнего Востока в глобальном развитии», которая прошла в Улан­Удэ в июле 2009 года. Но проведение конференции «Новая экономика — новые подходы», по замыслу ее организаторов, должна была стать заявкой на проведение «большого БЭФа». Республиканские власти привлекли внимание центра к инфраструктурным проектам, без которых невозможно привести в регион крупных инвесторов; еще раз показали свои успехи по организации особой экономической зоны туристско­рекреационного типа и провели «презентацию» Бурятии как региона, географически и экономически близкого к Дальнему Востоку, над которым, как известно, вот­вот прольется золотой дождь госинвестиций.

Тариф преткновения

О том, как Бурятия собирается решать проблемы дефицита электроэнергии, мы уже рассказывали в предыдущем номере (см. «Зимняя сухость» в «Эксперте­-Сибирь» № 37 за 2012 год). Напомним лишь, что электроэнергетике было посвящено сразу два круглых стола. Один «Опережающее развитие электросетевой инфраструктуры — залог устойчивого роста экономик Восточной Сибири и Дальнего Востока» проводило ОАО «ФСК ЕЭС», и на нем председательствовал глава компании Олег Бударгин. Другой — «Развитие энергетики и энергетической инфраструктуры как фактор экономического роста Сибири и Дальнего Востока» — вел первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валентин Межевич.

Разница заключалась в том, что далеко не все энергетики были готовы разделить энтузиазм ФСК и Минэнерго РФ в части именно опережающего развития сетевой инфраструктуры. Более того, значительная часть выступлений содержала осторожную критику сетевого оператора, который своими неторопливыми действиями уже создал предпосылки для инфраструктурных ограничений. О необходимости строительства новых энергетических объектов и модернизации энергоснабжения БАМа говорил, например, губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин. «Эта работа должна вестись и днем, и ночью», — подталкивал Гениатулин ФСК к строительству новых сетей в его регионе.

Бурятия, в свою очередь, настойчиво поднимает тему энергетического неравенства — тарифы на электричество для промышленности в республике в 2,4 раза, а для населения — в четыре раза выше, чем в целом в Сибирском федеральном округе. Похоже, что в намерении сформировать усредненный тариф с соседней Иркутской областью власти республики нашли сильного союзника: спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что разделяет озабоченность жителей Бурятии высокими тарифами на электроэнергию. «Проблема действительно серьезная. Такому положению вещей есть объяснение, тем не менее ситуацию нужно менять, — сказала Матвиенко. — Так оставлять нельзя, потому что продукция в Бурятии не может быть конкурентоспособной при столь высоких тарифах на электроэнергию».

Генеральный директор Иркутской электросетевой компании (ИЭСК) Борис Каратаев обратил внимание на то, что есть реальная возможность принципиального снижения сетевого тарифа на передачу электроэнергии в Забайкальском крае и Бурятии. Однако для этого, по его мнению, необходимо передать ИЭСК сетевое хозяйство не территории двух регионов, на данный момент находящихся в управлении ОАО «МРСК Сибири». «Логика очень простая, — пояснил генеральный директор «ЕвроСибЭнерго», в который входит и ИЭСК, Евгений Федоров. — Когда у нас появится Тайшетский алюминиевый завод, он даст потребление порядка 15 миллиардов КВт•часов. С учетом огромного потребления в Иркутской области, и в сопоставлении с относительно небольшими объемами потребления республики Бурятии и Забайкальского края, есть возможность взять в общий котел эти регионы и выровнять сетевые тарифы в трех субъектах федерации. При этом сетевая составляющая в конечных тарифах порядка 70 процентов, то есть снижение существенно».

Пора выходить на большую дорогу

Проблемам транспортного развития региона был посвящен аналитический доклад «Актуальные проблемы развития Байкальского региона и Дальнего Востока. Создание Международного транспортного коридора Европа–Россия–АТР, подготовленный Советом Федерации РФ. Речь идет о строительстве комплекса двух магистралей — железной и автомобильной дороги, с параллельными линиями связи. Как считает председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Молчанов, необходимо не только развитие Транссиба до уровня высокоскоростной трансконтинентальной трассы, но и «продолжение» проекта в виде создания нового пограничного перехода между Россией и Китаем (Нижнелинское–Тунцзян), интеграция железнодорожной сети России, Монголии и Китая и строительство транспортного перехода остров Сахалин – материк.

Пока же транспортная сеть в Сибири и на Дальнем Востоке — одно из самых узких мест. «Для сравнения: протяженность автодорог на Дальнем Востоке — 37 тысяч километров, тогда как в Китае — 4 миллиона километров. А протяженность железных дорог — у нас — 8,4 тысячи километров, в Китае — 91,2 тысячи», — такие цифры привел в своем выступлении Молчанов. Столь же разительно отличаются и объемы пассажиропотока: Дальний Восток — 3 млн человек, Китай — 268 млн человек. Состояние Транссиба также пока не вызывает оптимизма. Несмотря на то что это самый короткий путь из Европы в Азию, транспортный контейнер движется через Россию пятнадцать дней, поэтому 99% грузоотправителей АТР продолжают пользоваться морским путем, через Суэцкий канал, где сроки значительно меньше, зато и тариф гораздо ниже. Чтобы Транссиб стал привлекателен, необходимо, чтобы срок транспортировки груза сократится по крайней мере вдвое. Для решения транзитных проблем необходимо упростить таможенные процедуры и унифицировать их с мировой практикой. Старший вице­президент ОАО «РЖД» Валерий Решетников сообщил, что госкомпания планирует к 2020 году в два с половиной раза увеличить объем перевозок по БАМу. Для этого необходимо наконец построить там второй главный путь и решить вопросы с энергоснабжением магистрали.

На авиационной секции предлагалось создать единую маршрутную сеть региональных авиаперевозок Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. «Межрегиональная интеграция и поддержка развития авиаперевозок между субъектами федерации — это в первую очередь задача федерального правительства, конечно, по возможности с участием регионов, — так расставил акценты руководитель Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень. — При этом необходимо учитывать, что многие регионы у нас дотационные. В связи с этим развитие местных авиаперевозок внутри субъектов федерации, включая меры поддержки авиакомпаний, авиаперевозок и наземной инфраструктуры — это то, на чем целесообразно сконцентрироваться регио­нальным властям». Основными интеграторами единой маршрутной сети региональных авиаперевозок в Сибири и на Дальнем Востоке должны, по мнению докладчика, стать авиаперевозчики.

Хорошо забытое старое

Несмотря на то что участники конференции, по идее, должны были ратовать за «новые подходы» в экономике, в большинстве выступлений участники признавали, что без старых добрых государственных инвестиций развитие Сибири и Дальнего Востока, по сути, невозможно. Несмотря на положительную динамику инвестиций в проекты на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, темпы их роста и объемы остаются недостаточными для обеспечения ускоренного развития этих территорий, и в экономике России она занимает незначительное место, признал председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.

По словам полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского, для прихода частного инвестора необходимо прямое инвестиционное участие государства: «Ведь очевидно, что такие большие территории невозможно поднять без участия инвесторов и качественного стратегического планирования. Нужны стимулы, чтобы пришел инвестор», — подчеркнул Толоконский и призвал государство снять часть рисков с частного инвестора. В частности, по мнению полпреда, для привлечения капиталовложений нужно вводить особые налоговые режимы и не бояться создавать новые экономические зоны развития: «Инвестора нужно стимулировать, а не отпугивать».

С этим тезисом согласились бы и участники круглого стола «Сибирь и Дальний Восток: международная интеграция», которые признали, что близость к динамично и быстро развивающимся экономикам азиатского региона создает для регионов уникальную возможность для инновационной модернизации. Азиатский, и в первую очередь китайский, инвестор пристально присматривается к потенциалу территории, который велик даже по мировым меркам — в Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено более 26% мировых запасов железных руд, 18% угля, почти 14% никеля и 12% золота. Только разведанные и оцененные запасы нефти и газового конденсата Сибири и Дальнего Востока составляют 3,1 млрд тонн, а природного газа — 9,5 трлн кубических метров. Однако чтобы эти территории развивались, необходимы особые меры, такие как «налоговые каникулы» и снижение инфраструктурных затрат предприятий, считает завлабораторией эколого­экономических исследований Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН Ирина Глазырина. Нужны стимулирующие инструменты, в том числе особые условия для малого и среднего бизнеса, повышение его привлекательности, считает Глазырина. Кроме того, по ее мнению, необходима государственная система стимулирования населения, чтобы не просто закрепить здесь убывающее население, но и обеспечить его приток в регион.

Не обошлось на конференции «Новая экономика — новые подходы» и без модного слова «кластер», которое заменило в словаре политиков и экономистов старый добрый госплановский «территориально­производственный комплекс».

БЭФ — Бурятский экономический форум?

Что, так сказать, в сухом остатке конференции «Новая экономика — новые подходы»? Глава Бурятии Вячеслав Наговицын подписал соглашения о реализации 21 инвестиционного проекта в общей сложности на 69 млрд рублей, в основном касающиеся комплексной застройки столицы республики и финансирования сельского хозяйства. Крупнейший проект из подписанного пакета (29 млрд рублей) — строительство более миллиона кв. м жилья для 41,7 тыс. человек до 2020 года, которое будет осуществлять китайская компания Honkong Sunrise Investment Holding ltd. Вячеслав Наговицин не скрывает, что удовлетворен итогами мероприятия: «Бизнес поверил в нас и готов вкладывать в республику».

Действительно, Бурятия в очередной раз сделала серьезную заявку на лидерство в регионе. Роль доминирующей до этого на БЭФе Иркутской области в выступлениях была сведена к эпизодическому упоминанию, а аудитории продемонстрировано новое понимание территории Байкальского региона — именно как Бурятии и Забайкальского края. Причем во многих выступлениях подчеркивалось, что рассматривать макрорегион необходимо именно в контексте развития территорий Дальнего Востока. «География проведения форума может быть расширена, учитывая то, что название «Байкальский» это позволяет», — заявила также Валентина Матвиенко, намекая, что, возможно, форум может пройти не только в Улан­Удэ, но и в столице Забайкальского края — Чите.       

Новости партнеров

Реклама