А что думают местные бизнесмены о развитии туризма на Байкале?

Генеральный директор ООО «Гранд Байкал» Антон Процентов:

Антон Процентов sibir_349_019-1.jpg
Антон Процентов

— Основным рекламным сообщением представителей туротрасли по-прежнему являются фотографии красот Байкала, его уникальные пейзажи, а не сам туристический продукт и уж тем более не то, что получит гость после визита на Байкал. Но ведь каждый из нас, выбирая, к примеру, отдых за рубежом, обращает внимание именно на составляющие турпродукта — транспорт, размещение, питание, гарантии. Причем все перечисленное должно быть самого высокого уровня. Надо понимать, что туристам, собирающимся приехать сюда издалека, нужна та же самая информация. Человека уже не удивишь одной географией, для продвижения каждого региона нужны три-четыре ключевых особенности, вокруг которых нужно выстраивать предложение. Ключевой фактор успеха — это самобытность, уникальность продукта, которые должны быть правильно и вкусно поданы нашим гостям.

Сегодня все страдают от фактора сезонности? Но, может быть, нужно сконцентрироваться на том, как загрузить три-четыре зимних месяца? Зимой цена авиабилета меньше, есть длинные каникулы. Нужны предложения, рассчитанные на дружескую компанию, мобильную и готовую к активному отдыху, и, главное, к новым впечатлениям. Нужен драйв, программа, вызывающая восторг. Сегодня люди платят за ощущения. При этом нужно ориентироваться на конкретную аудиторию, понимать, где именно находится наш клиент. Например, ясно, что привлечение туристов из удаленных западных регионов страны, и тем более из Европы, потребует больших средств, нежели привлечение жителей соседних с нами регионов. Наши основные клиенты находятся на близлежащих территориях: западная граница — это Новосибирск, восточная — Чита. Во-первых, они и так многое знают о Байкале, во-вторых, для них транспортные расходы будут приемлемыми. В лучшем случае с познавательной целью к нам поедут китайцы и корейцы. Может быть, будут приезжать из Москвы и Санкт-Петербурга, где сконцентрировано самое обеспеченное и мобильное население России. А вот жители средней полосы к нам не поедут еще лет пятнадцать-двадцать. Причин несколько, в том числе — сложная логистика, невысокий — относительно столичных регионов — уровень доходов.   

Член Сибирской байкальской ассоциации туризма, туроператор Сергей Перевозников:

Сергей Перевозников sibir_349_019-2.jpg
Сергей Перевозников

— Считаю, туризм это производное от территории, от ее климата, ландшафта, культуры и обычаев населения, от объективной реальности. Одними брендами туризм не проживет, без основы, структуры, без развития территории туризм развиваться не может, а значит, для выполнения отдельно существующей концепции по развитию туризма не будет ни ресурсов, ни полномочий.

Есть три отрасли, работающие на развитие территории, оживляющие и сохраняющие ее индивидуальные особенности: туризм, культура, сельское хозяйство и транспорт — как связующее между ними. У нас, в Иркутской области, к ним можно добавить Байкал как самостоятельный объект хозяйствования, накладывающий отпечаток и на культуру, и на туризм. Инфраструктура туризма — это, исключая транспортные средства, муниципальная инфраструктура, и основной доход остается в муниципалитетах. Значит, в первую очередь тяжесть выполнения проектов ляжет именно на муниципалитеты, и их менталитет должен соответствовать поставленному уровню задач. Это вопросы обучения, обмена опытом, участия в инициировании и принятии решений. Бизнесу самостоятельно «подтягивание» армии муниципальных служащих до заданной планки тоже не осилить. С другой стороны, верхний эшелон власти и бизнес без понимания на местах добиться выполнения программ тоже не смогут. Поэтому для прорывных решений необходима разработка концепции развития территории, в которой туризм занимает важную часть. И нужен механизм реализации. Нужен единый куратор, очевидно, уровня вице-губернатора. Необходимо повысить роль агентства по туризму, чтобы оно могло заниматься не только сбором статистики и созданием программ, но и координацией — межотраслевой и территориальной. Возможно, это не уровень агентства — это уровень министерства развития туризма. И уж потом можно вернуться к брендам. Бренд Байкала, как и сам Байкал, неделим, поэтому рано или поздно придется договариваться с соседями о его совместном поддержании и продвижении, чтобы объединять, а не распылять ресурсы и не работать на соседние регионы.