Не местное самоуправление

15 октября 2012, 00:00
  Сибирь
Фото: Виталий Волобуев
Владимир Городецкий затеял административную реформу

Мэр Новосибирска Владимир Городецкий анонсировал административную реформу городского масштаба: аппарат мэрии должен сократиться на 10–15%, а на базе трех центральных районов будет создан новый орган управления — Центральный округ. Распоряжение № 997-р «Об оптимизации деятельности структурных подразделений мэрии» мэр подписал 9 октября 2012 года.

Самый эффектный шаг: образование в границах трех районов Новосибирска — Центрального, Железнодорожного и Заельцовского — Центрального округа. Сам Городецкий объясняет это двумя причинами: оптимизацией системы управления и опытом других городов. «Почему мотивация объединить? Для сравнения. В одном Ленинском районе проживает 287 тысяч населения. Объединив три района — Центральный, Железнодорожный и Заельцовский, получим 278 тысяч жителей. Но сейчас гораздо больше затрат несут три районные администрации, чем одна администрация Ленинского района. Поэтому оптимизируем, чтобы затрат на управление стало меньше», — пояснил градоначальник на брифинге 10 октября. Правда, конкретные цифры грядущей оптимизации приведены не были, а вопрос управляемости при увеличении объекта управления остается открытым. Что же до опыта других городов, то в пример была приведена Казань, где вместо семи районов действуют четыре округа. Однако, как известно, в большинстве городов введение «окружной» системы управления городом свелось лишь к переименованию традиционных районов — таков, например, опыт Иркутска и Омска.

Примечательно, что речь идет, по словам мэра, именно об объединении администраций, а не самих городских районов. «Это не объединение районов, а организация администраций. При этом районы не изменят прописку, и на жителях это решение никак не отразится — возможно, станет только лучше», — уверен Городецкий, добавив, что службы, принимающие население, будут сосредоточены по территории всего будущего Центрального округа. Администрация округа переедет, по всей видимости, в здание нынешней администрации Железнодорожного района, а здания двух других администраций уже в следующем году могут быть проданы на аукционах.

Второй пункт программы — оптимизация штатной численности мэрии. До 15 октября вице-мэры и руководители подразделений должны внести свои предложения по сокращению штатной численности служащих на 10–15%. Кроме того, в структуре мэрии и районных администраций будут упразднены управление и отделы здравоохранения — за ненадобностью, поскольку полномочия по управлению городской медициной передаются на областной уровень. По мнению Городецкого, сокращение штатной численности приведет к увеличению зарплаты оставшихся чиновников на 5–20%. «Рассчитываем, что наибольшее повышение оплаты коснется такой категории, как начальники отделов, заместители начальников отделов — те самые «тягловые лошадки», на которых ложится больше полномочий при подготовке управленческих решений», — обещает мэр. Сейчас средние оклады таких сотрудников действительно не высоки — всего 15–16 тыс. рублей. Хотя базовый оклад — обычно лишь малая часть конечной зарплаты чиновников (см. график). В мэрии и администрациях районов трудится 2,2 тыс. человек, фонд зарплаты превышает 1,24 млрд рублей. Нетрудно посчитать, что на каждого чиновника (включая технический персонал) приходится около 47 тыс. ежемесячно — это почти в два раза больше, чем средняя зарплата по Новосибирску. Другое дело, что проблема низкой зарплаты явно видна на обычных должностях, которые, по идее, должны быть магнитом для качественных молодых кадров (а по факту не являются таковыми с учетом реальной зарплаты в 10–12 тыс. рублей), однако об этом ничего не было сказано.

Есть и еще один фактор. Стратегически объединение трех районов не соотносится с главной идеей местного самоуправления — максимального приближения власти к населению. Администрации районов Новосибирска и без того являются не полноценным органом муниципальной власти, а механизмом распределения поступающих из городского бюджета средств. А их дальнейшее укрупнение (обещано, что процесс будет продолжен) приведет к дальнейшей дискредитации идеи местного самоуправления в крупнейшем муниципалитете России, коим является Новосибирск. Кстати, на минувшей неделе управлением городов-миллионников озаботились и в Госдуме. Депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев внес законопроект, согласно которому в городах с населением свыше миллиона человек (в России таких 14, в Сибири — три) вместо органов местного самоуправления нужно создать исполнительные органы государственной власти субъектов РФ — нечто вроде региональных министерств по делам Новосибирска или Омска. А муниципалитеты образовать на уровне муниципальных районов с численностью населения порядка 100 тыс. человек. Такое предложение больше соответствует логике настоящего местного самоуправления.