Дюжина аборигенов

Тема недели
Москва, 22.10.2012
«Эксперт Сибирь» №42 (350)

В этом номере мы представляем очередное исследование самых динамичных компаний Сибири — так называемых газелей. Представляем с изрядной долей оптимизма, потому что иначе список из 13 компаний изучать невозможно. Эти компании в экономике Сибири занимают сотые, если не тысячные доли процента с точки зрения статистики и валового продукта, они не только не меняют лицо окружающего нас мира, но и являются для него чем-то вроде статистической погрешности.

Хотя пять лет назад, когда медиахолдинг «Эксперт» решил апробировать на российской почве американскую теорию о «газелях» (которые в силу своего быстрого роста неизбежно должны были стать лидерами экономики), все начиналось хорошо. В 2008 году, взяв данные за предыдущие четыре года, профессор Финансовой академии при Правительстве России Андрей Юданов посчитал, что в нашей стране «газелями» можно считать 8–15% российских компаний. И, сравнивая с западными странами (где быстро растущих компаний — 3–5%), пришел к выводу, что «это очень мощная популяция».

Эйфория сохранилась и в 2009 году. Тогда в России насчитали около 600 «газелей», при этом самая большая концентрация динамичных компаний наблюдалась в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Новосибирской области. Но все закончилось вместе с кризисом. Вместе с бурным ростом доходов населения, часто не обеспеченным соответствующим бурным ростом производительности труда, росло и безудержное потребление. А вместе с потреблением и целые отрасли экономики — банки (потому что нужно было давать потребительские кредиты), пищевая отрасль и ритейл (потому что эти кредиты нужно было где-то тратить), строительство (потому что у кого-то деньги оставались еще и на квартиру), а также обслуживающие их транспорт­ники, айтишники и прочие отрасли. Три года понадобилось на то, чтобы бурный рост сменился сначала борьбой за выживание (когда положительную динамику показывают лишь некоторые), а потом и повсеместной стагнацией.

Итоги неутешительны. Если в прошлогоднем списке «Эксперта-Сибирь» присутствовало 44 «газели» (в основном представители тех же ритейла, пищепрома, строительства), то в нынешнем — только 13. Да и половина из них обязана попаданием в этот список исключительно положительной конъюнктуре рынка. Например, компании, занимающиеся оптовой продажей нефтепродуктов или логистикой пива в Восточной Сибири. При всем уважении к организациям, кующим основу российской экономики (нефтегазовые и алкогольные акцизы — одни из главных статей доходов российского бюджета), вряд ли там могут появиться значимые технологические или управленческие инновации. Но ведь именно этого ждут от «газелей» как драйверов экономики!

Кроме количества удручает и выручка сибирских «газелей» — в совокупности всего 36 млрд рублей (против 85,6 млрд в прошлом году). Это капля в море сибирской экономики. Вместе с тем немногочисленные представители этого явно вымирающего класса сибирских «газелей» не похожи на подавляющее большинство остального местного бизнеса. В основном это герои из 1990-х, которые занялись бизнесом по необходимости, но не остановились на одном ларьке, а сумели выстроить крупные компании.

 В прошлом году мы выбрали человеком года настоящего сибиряка — оказалось, что к этому званию в полной мере могут быть причислены именно руководители «газелей».Эти люди являются исключением из правил, потому что выбрали путь сложнее обычного. Они не осваивают средства государственных контрактов и не сидят на «нефтяной игле». Они похожи на аборигенов, которые, несмотря на цивилизационные действия метрополии, упорно продолжают заниматься тем, чем хотят. И почему-то не добывают ресурсы. Думаете, что в этом виновато государство? «Налоговые послабления, конечно, отличная вещь, которой рад каждый бизнесмен. Но что действительно помогло бы основателю компании куда больше, чем снижение налогов, — это сокращение бюрократии, которая у нас в стране просто огромна», — говорит «Эксперту» руководитель «газели», но не российской, а немецкой — управляющий партнер маркетинговой компания Komdat Мартин Штёр. Такие проблемы без оговорок на их относительность в зависимости от страны будут всегда. Другое дело — как на них реагирует частный бизнес.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №42 (350) 22 октября 2012
    Сибирские "газели"
    Содержание:
    Надежда и опора

    Кризис расставил все по своим местам — в списке самых динамичных компаний Сибири остались лишь те, которые своим ростом обязаны эффективному управлению и смелому маркетингу. Но и компании посредники из нефтегазовой отрасли тоже никуда не делись

    Реклама