Надежда и опора

Тема недели
Москва, 22.10.2012
«Эксперт Сибирь» №42 (350)
Кризис расставил все по своим местам — в списке самых динамичных компаний Сибири остались лишь те, которые своим ростом обязаны эффективному управлению и смелому маркетингу. Но и компании посредники из нефтегазовой отрасли тоже никуда не делись

Рисунок: Вячеслав Чунихин

«Люди добрые, давайте работать лучше!» — воскликнул на недавнем совещании председатель артели старателей «Даурия» из Забайкальского края Владимир Корешков. Его артель — одна из самых динамичных компаний Сибири по итогам 2008–2011 годов. А он сам — обычный работник, волею судеб в начале 1990-х ставший бизнесменом и возглавивший развалившееся советское золотопромышленное хозяйство в сибирской глуши. Корешков — далеко не «современный менеджер»: у него нет в кармане диплома МВА, но именно он является репрезентативным воплощением руководителя успешной сибирской компании. Таковы данные второго исследования самых динамичных компаний Сибири — так называемых газелей.

Прошлогодний и нынешний списки этих компаний, составленные «Экспер­том-Сибирь», отличаются сильно — прежде всего с дистанции сошли те, кто показывал бурное развитие на фоне роста своего рынка (например, розничные сети). Остались же те, кем действительно можно гордиться — причем в списке оказались как известные, так и никому не знакомые герои современной экономики Сибири. Главная черта этих компаний (среди которых и технологичная новосибирская «ДубльГИС», и забайкальская артель «Даурия») — наличие внятной стратегии и яркой фигуры отца-основателя. Извечный вопрос о роли личности в истории для сибирских «газелей» решается положительно — во многом они стали лидерами именно потому, что когда-то один человек или группа людей на что-то «решились». Этим история «газелей» очень похожа на историю известных мировых брендов, а не российского бизнеса.

Отбросить лишнее

Перед изложением основных выводов исследования напомним теорию. Термин «газели» предложил в 1980-х годах американский экономист Дэвид Берчем. Он назвал так быстрорастущие в течение продолжительного времени компании (ведь газель может бежать не только очень быстро, но и одновременно очень долго). Этот же экономист посчитал, что именно «газели», которых было всего 4% от общего числа фирм, смогли создать около 70% новых рабочих мест в экономике США в период с 1988-го по 1992 год. Что позволило ему сделать вывод о том, что сегодняшняя «газель» — это потенциально будущая компания-лидер на своем рынке.

Проект «Русские газели» медиахолдинг «Эксперт» начал в 2008 году, объявив следующие формальные критерии отбора таких компаний. Для попадания в список самых динамичных они должны были показать прирост выручки на 30% в течение последних четырех лет и при этом оставаться самостоятельными, не входить в холдинговые структуры. На федеральном уровне также делается жесткое отсечение — в список попадают лишь те, чья выручка превышает 300 млн рублей в год. В итоге в период 2006–2010 годов таких компаний по стране насчитали 194 (правда, до кризиса их было 521).

В прошлом году «Эксперт-Сибирь» уже провел свое исследование «газелей». В итоговый список тогда вошли 44 компании, львиная доля которых принадлежала либо к сырьевому сектору, либо к сфере розничной торговли и пищепрому (см. «Заложники сырьевого сектора» в «Эксперте-Сибирь» № 47 за 2011 год). Напомним, речь идет о списке, составленном по итогам 2006–2010 годов — это и определило оттенки картины. «Что касается компаний пищевой промышленности, вошедших в список, их доминирующее там положение, судя по всему, связано с реальным ростом в данной отрасли Сибири в 2009 году. Как известно, именно в 2009 году в Сибири был получен рекордный урожай пшеницы, также СФО в том году вышел на второе место по приросту производства животноводческой продукции», — констатировал эксперт УК «СОЛИД Менеджмент» Максим Семянин.

Единственное отличие от федерального списка этого года — период исследования. Мы, в отличие коллег из Москвы, включили в период анализа 2011 год — время, когда многие уже перестали показывать «восстановительные» темпы роста. А потому в наш список не вошли такие компании из федерального рейтинга, как «АэроГео» (Красноярский край), Центр финансовых технологий (Новосибирская область) и другие. В 2011 году они демонстрировали существенно более скромные темпы роста. 2008–2011 годы — период, когда у большинства компаний отчетность не только не показывает динамичный рост, — она попросту падает. Тем не менее в Сибири нашлось 13 «газелей» (см. таблицу 1), и еще около двух десятков динамичных компаний, которые входят в местные или федеральные холдинги (см. таблицу 2). Их мы также презентуем, полагая, что, хотя существенная часть их роста обеспечена именно присутствием в холдингах (и соответственно обслуживанием потребностей «материнских» организаций), «ненастоящие газели» также могут являться примером для подражания. Однако в аналитические материалы компании из таблицы 2 включены все же не были — для чистоты эксперимента. Кроме того, мы признаем, что некоторая часть «газелей» не попадает в официальную статистику и не публикует отчеты о своей деятельности. Другими словами, мы этих чемпионов просто не знаем и не видим.

Динамично растущие компании среднего бизнеса («газели») с 2008-го по 2011 год

«Газели», входящие в холдинги

Три вида «газелей»

Казалось бы, если сравнить прошлогодний рейтинг с нынешним, картина окажется неутешительной. Количество динамичных компаний сократилось с 44 до 13, их совокупная выручка — с 85,6 до 36,5 млрд рублей (добавим, что и то и другое — капля в море). Если в прошлом году была ясна отраслевая структура «газелей» (строительство, пищепром, нефтянка и «розница»), то в этом году в итоговый список попала весьма разношерстная компания (см. график 2). Не прослеживаются и явные регионы-лидеры. Если в прошлом году больше всего «газелей» породила Новосибирская область (как несомненный центр розничной торговли в Сибири и обладатель самого большого внутреннего рынка), то в этом году регион расположился на одной планке со своими соседями (см. график 3). «В ходе кризиса тотально сменилось поколение «газелей», им сложно, и встает вопрос: не пора ли им помочь?» — говорил на последнем Конгрессе «газелей» в Москве профессор Финансового университета при Правительстве РФ Андрей Юданов. Выводы исследования подтверждают правоту его вопроса.

Несмотря на это, на наш взгляд, есть поводы для оптимизма. Прежде всего — сокращение списка означает, что из него выпали случайные компании. Например, ряд розничных сетей, всплывших на волне потребительного бума. Из списка ушла и молодежь: большинство нынешних «газелей» — компании старше 10 лет. Эта ситуация развеивает миф о том, что любой рынок можно покорить быстро и безболезненно лишь при одном условии — молодость и амбиции предпринимателя. Кроме того, динамичные компании показывают рост выручки в семь раз за четыре года, а среднегодовой прирост выручки составил 81% (см. график 4). И это, напомним, в 2008–2011 годах — в не самое лучшее время для роста. Словом, остались те, чье лидерство в своих отраслях вряд ли можно оспорить.

Оставшиеся компании можно разделить на три условных группы. Первая — те, кто так или иначе связан с нефтегазовой отраслью. Таких в нашем списке три — из Томской и Иркутской областей. Это бизнес, построенный, очевидно, на тесных связях с крупными добытчиками ресурсов, является своеобразным посредником между узким кругом контрагентов, а потому не страдает особой публичностью. Например, в иркутской компании «Крас-ойл» (занимается оптовой и немного розничной торговлей нефтепродуктами, кстати, является лидером списка «газелей» по выручке — 11,3 млрд рублей) нам заявили, что все специалисты, которые могут общаться со СМИ, в данный момент заняты, а освободятся только на следующей неделе. Поэтому мы полагаем возможным считать рост этих компаний конъюнктурным.

Промежуточный вид

Второй тип компаний сочетает в себе очевидные признаки предсказуемого роста (растет отрасль — растет бизнес). Однако среди факторов развития явно стоит отметить эффективность управления. В нашем списке это красноярское ООО «Втормет-Бугач» и иркутское «Сервико плюс».

Первая компания своим появлением обязана двум постановлениям Правительства РФ, вышедшим в один день в мае 2001 года — об утверждении правил обращения с ломом черных и цветных металлов. Летом того же года было организовано ООО «Втормет-Бугач», которое к 2012 году стало одним из крупнейших поставщиков лома черных и цветных металлов на металлургические комбинаты страны. К сожалению, в компании общаться с нами не стали.

 sib_350_016-2.jpg

Вторая «газель» еще интереснее. «Сервико плюс» — огромный по меркам Восточной Сибири оптовый поставщик пива (только в Забайкальском крае обслуживает три четверти всех торговых точек региона). Компания начиналась с киоска на центральном рынке Иркутска. Потом нынешний владелец и гендиректор Виктор Захаров стал развозить по торговым точкам на том же рынке пиво, после этого был контракт на эксклюзивные поставки продукции Иркутского пивного завода в Бурятию (пиво в Улан-Удэ попросту некому было возить). Через какое-то время эксклюзивные права на продажу пива были получены от крупнейших компаний страны («Эфес», «Миллер», «Очаково», Московская пивоваренная компания и так далее). «Сервико плюс» прошло через все классические периоды становления 1990-х годов, хотя один из основателей — Сергей Маклашов — был убит в 2005 году. Тренд явно благоволил компании — в Прибайкалье после развала СССР шла активная алкоголизация населения. На этом рынке выросли многие — например, владелец сети пабов Harat’s Игорь Кокоуров (см. «Зачем красить болты в розовый цвет?» в «Эксперте-Сибирь» № 42 за 2011 год). Но если кто-то остался с киоском, то «Сервико» выросло до логистической сети с 97 торговыми представителями, обслуживающими десяток тысяч торговых точек. Это несомненная заслуга учредителей. «Трудолюбие, здоровое желание заработать, — говорил Виктор Захаров о причинах успеха в интервью иркутской газете «Дело». — Никаких ноу-хау я не изобретал, просто было желание работать и зарабатывать — больше ничего».

Инноваторы родом из 90-х

Считается, что «газели» должны быть генераторами новых технологий, причем не столько технологических, сколько управленческих и маркетинговых. Но в списке этого года есть и другие компании. Их опыт опровергает образ современного молодого инноватора — в большинстве компаний основателям уже за сорок, это люди, начавшие заниматься бизнесом в 1990-е годы часто не по зову сердца, а по необходимости.

Нетипичный пример — артель старателей «Даурия» из Забайкальского края. За последние годы добыча золота в ней увеличилась с 400 до 700 кг в год (такова конъюнктура мирового рынка — есть спрос по растущей цене). Но это не самое главное. Гораздо интереснее сама история этой компании. В январе 1992 года на прииске «Средняя Борзя» произошла управленческая революция — работники отстающего предприятия силой убеждений Владимира Корешкова (тогда — директора прииска) создали производственный кооператив с лаконичным названием «Даурия». Артельщики за свои деньги выкупили производственное оборудование, взяли в аренду золотоносные участки и начали работать. «Кооперативный» принцип управления работает и сегодня. Если вдуматься: у одной из самых динамичных компаний Сибири структура собственности как в колхозе — 13 собственников, при этом у Владимира Корешкова и его сына лишь порядка трети компании. Это явно может поколебать привычные стереотипы об успешной современной компании.

Итог 20 лет — компания осталась самостоятельной (хотя другие такие же артели были выкуплены крупными игроками типа «Лензолота»), является градообразующей для Калганского района Забайкальского края (в артели трудятся 400 человек, трудодень в среднем оплачивается в 3 тыс. рублей), интенсивность труда — как в лучших западных аналогах. Сам Корешков объясняет рост выручки на 40–130% в последние годы именно последним фактором — стоимость золота, по его словам, лишь на четверть обеспечила такие темпы развития.

Подобная история — у новосибирского «Посуда Центра». Компания возникла из оптового поставщика хозтоваров «Сибпластком» в 1990-е, а сейчас владеет 31 гипермаркетом от Казани до Хабаровска. «Наша маркетинговая стратегия определена следующей фразой: мы должны сложить традицию на покупку посудо-хозяйственных товаров в сети «Посуда Центр». То есть когда человек хочет купить посуду, он не должен задаваться вопросом, где это сделать. И в Новосибирске все именно так», — формулирует стратегию компании исполнительный директор сети магазинов «Посуда Центр» Игорь Васюков (см. «Чисто сибирский бизнес» в «Эксперте-Сибирь» № 49 за 2011 год).

Таков Алтайэнергобанк, бывший маленькой финансовой структурой в Республике Алтай и Алтайском крае, но за последние годы ставший самым динамичным молодым банком страны. Причина — приход нового топ-менеджмента, который предложил новую стратегию развития: «кредитуем всех и везде».

Такова и «ДубльГИС», выросшая из компании «Техноград плюс» — разработчика ГИС-систем для бизнеса. По сути, основатель компании Александр Сысоев не изобрел ничего технологически нового. Он просто объединил разные концепции в одном продукте. В конце 1990-х в Новосибирске выходило с десяток бумажных справочников, несколько тематических электронных атласов, в них успешно продавали рекламу, но никто не догадался объединить карту, справочник и рекламную площадку в одной программе. А Сысоев догадался — и построил компанию, распространяющую свои справочники более чем в 70 городах России, Казахстана и Италии.

Это подтверждает простую истину — важно не само изобретение, а концепция практического применения этого изобретения на практике. Настоящие «газели» примечательны тем, что они смогли объединить в себе технологии, харизму первого лица и эффективное управление. И этим они ничем не отличаются от своих западных коллег. Сибирские «газели» чрезвычайно не похожи на остальные, преимущественно относящиеся к нефтегазовой экономике, компании. Но они активны и успешны. А потому есть шанс, что когда-нибудь они смогут изменить лицо этой экономики. Если, конечно, нефтегаз не изменит их самих.      

Заключение консультанта проекта

Алина Лаврентьева sib_350_016-1.jpg
Алина Лаврентьева

Партнер PwC, руководитель практики по оказанию услуг частным компаниям, к. э. н. Алина Лаврентьева

— PwC проверила практическое применение журналом «Эксперт-Сибирь» методики составления рейтинга динамично растущих компаний «Сибирские газели» России на соответствие заявленной и опубликованной методике.

Проверку такого соответствия PwC проводила в несколько этапов.

•   Ознакомление с документом, содержащим описание этапов проведения исследования при составлении рейтинга динамично развивающихся компаний на территории Сибирского федерального округа.

•   Ознакомление со списком базовых вопросов, используемых при проведении глубинных интервью с руководителями «газелей».

•   Детальное обсуждение с заместителем главного редактора журнала «Эксперт-Сибирь» организации этапов  работы, особенностей проведения исследования и предпринятых шагов по контролю за получением информации.

На основании проделанной работы компания PwC убедилась в соответствии  применяемой методики составления рейтинга «Сибирские газели» методике, опубликованной в журнале «Эксперт-Сибирь».

В результате составления рейтинга по методике, используемой журналом «Эксперт-Сибирь», было отобрано 13 компаний, которые были объявлены компаниями-«газелями». Выручка компаний находятся в диапазоне от 424 млн до 23 млрд рублей.

Работа PwC не являлась аудитом, и настоящий отчет не представляет собой аудиторское заключение компании PwC.

Структура компаний-«газелей» по времени работы на рынке
Отраслевая структура «газелей»
Региональная структура «газелей»
Динамика роста выручки и прибыли «газелей»

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №42 (350) 22 октября 2012
    Сибирские "газели"
    Содержание:
    Надежда и опора

    Кризис расставил все по своим местам — в списке самых динамичных компаний Сибири остались лишь те, которые своим ростом обязаны эффективному управлению и смелому маркетингу. Но и компании посредники из нефтегазовой отрасли тоже никуда не делись

    Реклама