Пять принципов философии контрактования ТНК-ВР

Русский бизнес
Москва, 22.10.2012
«Эксперт Сибирь» №42 (350)
Российская нефтяная компания ТНК-ВР заявила о намерении совершенствовать систему контрактования, внедряя лучшие мировые практики и новые формы взаимодействия с контрагентами.

В начале сентября она провела слет поставщиков и подрядчиков, где в открытом диалоге были подведены первые итоги 2012 года. О принципах, которых придерживается ТРК-ВР в политике контрактования, о достижениях и ближайших планах «ФедералПресс» рассказала вице-президент по управлению системой снабжения бизнес-направления «разведка и добыча» компании Ольга Малышкина.

«Наш первый, основополагающий принцип — это фундаментальная предквалификация контрагентов», — отмечает Малышкина. По ее словам, в этом направлении за прошедший год была проделана серьезная работа: «Во-первых, сформирован единый список всех квалифицированных контрагентов компании, число которых достигло четырех тысяч. Этот список размещен и ежеквартально обновляется на сайте ТНК-ВР, там же находятся ссылки на две автоматизированные системы по предквалификации, ProСon и SAP SRM. Во-вторых, срок действия предквалификации продлен с года до трех. Далее, в ТНК-ВР внедрено обязательное требование информировать рынок по результатам как предквалификации, так и тендеров, причем проигравших в тендере — в однодневный срок, для того чтобы у них была возможность обратиться в конфликтную комиссию в случае несогласия с решением договорной комиссии. Также в ТНК-ВР ввели запрет на дублирующие запросы от разных подразделений компании по предквалификации, то есть если компания подавала документы на предквалификацию в одно дочернее общество ТНК-ВР, другое дочернее общество не может их снова требовать от контрагента».

«Второй наш принцип — это стандартизация договоров и договорных отношений: стандартизация коммерческих, технических условий, расценок, ответственности сторон, разделения рисков и так далее, — говорит Ольга Малышкина. — В конечном счете это четкие, понятные правила работы по контрактам для всех сторон. С учетом того что многие контракты у нас долгосрочные, это очень важно». По словам топ-менеджера, ТНК-ВР продолжает наращивать объем долгосрочных контрактов: когда компания начала заниматься этим вопросом, направление «разведка и добыча» было покрыто долгосрочкой на 27%. Сейчас примерно половина всех действующих контрактов — долгосрочные. «Что касается стандартизации договоров, в текущем году ими будет охвачено около 65 процентов объемов услуг, и к 2013 году мы постараемся стандартизировать договоры 80 процентов объема услуг, одновременно концентрируясь на совершенствовании условий контрактов, — отмечает Ольга Викторовна, — потому что мы понимаем, что реально контракт может стать стандартным уже в живой деятельности, когда он пройдет обкатку хотя бы на одной договорной кампании».

«Третий элемент политики контрактования ТНК-ВР — управление рыночными долями, — продолжает вице-президент по УСС БН «разведка и добыча». — Мы убедились в том, что эта идея правильна». Ольга Малышкина напомнила, что три года назад ТНК-ВР проанализировала рынок и выделила четыре укрупненные рыночные ситуации, из которых одну считает наиболее предпочтительной: «Это ситуация, когда доля крупнейшего подрядчика в сегменте не превышает 40 процентов, а в целом на рынке присутствуют четыре-семь полноценных подрядчиков, способных его заменить». По ее словам, ТНК-ВР все это время удавалось корректировать ситуацию на рынке, и этот год не стал исключением.

В дополнение к этому инструменту, по ее словам, ТНК-ВР ввела новый инструмент — ценовые коридоры. Работает он следующим образом: в каком-либо секторе строится график средневзвешенных цен и физических объемов заказов. На графике отмечаются верхняя и нижняя границы ценового коридора в процентах от средневзвешенной цены. Особое внимание уделяется экстремумам, ценам, находящимся за границами ценового коридора, а также любым другим отклонениям. Например, на графике видно, что цены на гринфилдах (новых месторождениях) выше, чем на браунфилдах (зрелых месторождениях). Анализируя эти данные, ТНК-ВР ставит перед собой задачу привести цены на гринфилдах и на браунфилдах при сопоставимых объемах заказов в установленный единый ценовой коридор.

«Четвертый наш принцип, — отмечает топ-менеджер ТНК-ВР, — это система управления эффективностью деятельности контрагентов». Во-первых, это система мотивации подрядчиков, направленная на своевременное и качественное завершение подрядчиком работ по договору. «Для некоторых секторов, например, для КРС (капитальный ремонт скважин), действуют бонусные объемы. Денежные премии за качество работ мы внедрили в сейсмику и сейчас уже вплотную подобрались к капстрою. Например, внесли денежный бонус в договор с подрядчиком, который работает на Покровской УКПГ», — рассказывает Ольга Малышкина. Второй аспект того же принципа, внедренный в отношении закупок, — это оценка совокупной стоимости владения оборудованием. «То есть при принятии решений о закупке оборудования должна учитываться не только его минимальная цена, но и стоимость его эксплуатации, обслуживания, ремонта, межремонтный пробег, — поясняет вице-президент. — В этом году мы утвердили модели расчета этой совокупной стоимости, и они обязательны к использованию».

«И наконец, наш пятый принцип — это прямой диалог с рынком», — отметила Ольга Малышкина. В 2012 году в дополнение к уже традиционному слету поставщиков и подрядчиков ТНК-ВР внедрила еще два новых инструмента — это road-show проектов и круглые столы по тендерам. «В преддверии конкретного тендера мы делаем презентацию о том, что это за тендер, о наших условиях, о наших ожиданиях, — пояснила вице-президент. — Это делается для того, чтобы, когда подрядчики получат тендерный пакет, у них сложилась объемная картинка по этому тендеру, что в конечном счете позволит им сделать нам лучшее предложение». По словам эксперта, такие инструменты дают ТНК-ВР возможность проектировать структуру будущих заказов совместно с контрагентами.

В завершение беседы Ольга Малышкина коснулась темы договорной кампании ТНК-ВР на 2013 год, которая уже началась этим летом. «Наши годовые затраты на закупку материально-технических ресурсов — порядка 1,5 миллиарда долларов, услуг — порядка шести миллиардов. И там и там есть несколько крупных секторов, которые занимают более 50 процентов затрат. В МТР — это трубы и погружное оборудование, в услугах — капстрой, бурение, КРС», — рассказала она. По ее словам, в закупках МТР соотношение краткосрочных и долгосрочных контрактов останется прежним (45/55%), тогда как доля долгосрочных контрактов по услугам будет расти (сейчас она составляет около 50%). Новой особенностью этой договорной кампании, отметила Малышкина, будет внедрение так называемых EPC-контрактов (Engineering Procurement Contract). «Они подразумевают выполнение проекта под ключ подрядчиком, к которому предъявляются совершенно иные требования по качеству, персоналу, технологиям, компетенциям в проектном управлении. Пока тендеров, по которым мы будем работать по модели EPC, всего восемь. Но мы лишь начинаем обкатывать эту схему. Затем, я думаю, она станет нашим стандартом на ближайшие пять-десять лет», — заключила вице-президент ТНК-ВР.        

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №42 (350) 22 октября 2012
    Сибирские "газели"
    Содержание:
    Надежда и опора

    Кризис расставил все по своим местам — в списке самых динамичных компаний Сибири остались лишь те, которые своим ростом обязаны эффективному управлению и смелому маркетингу. Но и компании посредники из нефтегазовой отрасли тоже никуда не делись

    Реклама