Навигация против мелководья

29 октября 2012, 00:00
  Сибирь
Фото: Виталий Волобуев
Из-за аномально низкого уровня воды в сибирских реках томские речники в навигацию-2012 не смогли выполнить планы, но все равно перевезли больше грузов, чем в 2011 году

Аномально засушливое лето нынешнего года неоднократно грозило срывом навигационных планов ОАО «Томская судоходная компания» (ТСК, входит в состав холдинга «Сибирский центр логистики», Томск). Генеральный директор самого крупного в Обь-Иртышском бассейне перевозчика Владимир Кноль в конце августа сообщил, что его компания не успеет перевести 10–15% груза. Однако на прошлой неделе он рассказал, что обязательства удалось выполнить. «По Томской области мы решили задачу на 100 процентов — в полном объеме обеспечили наши строительный и дорожный комплексы всеми необходимыми материалами, — отметил Кноль, говоря об итогах навигационного периода. — Ниже по Оби, в район Сургута, Ханты-Мансийска, небольшую часть грузов не довезли, но по согласованию с компаниями. Они остались довольны нашей работой, что мы сумели-таки по максимуму обеспечить их всем, что необходимо, и обязательства перед ними, даже учитывая маловодье, выполнили».

По словам директора ТСК, недовыполненный объем перевозок по согласованию с заказчиками перенесен на 2013 год. Последние в навигацию 2012 года суда на север Томской области ушли 13 октября. В настоящее время они разгружаются. На сегодня навигация на реках Обского бассейна практически завершилась, последние суда компании вернутся в томский порт к концу октября. Предполагается, что ледообразование на Томи в районе Томска начнется 6 ноября, а ледостав — 10-15 ноября.

Однако благополучное завершение навигации не обошлось без дополнительных издержек. «Флот грузился на 40 процентов меньше своей грузоподъемности. Затраты были значительные, мы не сумели в полном объеме забрать груз. Однако усилили работу с РЖД и сумели перевезти все недостающие объемы. Так что обязательства перед нефтяными компаниями удалось выполнить через железную дорогу. В Томском порту было перевалено более 20 тыс. вагонов грузов, что позволило компенсировать ущерб, который вода нанесла на нашем участке», — рассказал Кноль. Руководитель холдинга «Сибирский центр логистики» Владимир Прец отметил, что результаты работы речников в плохих погодных условиях и 70-процентном износе флота «можно сравнить с подвигом»: «Через Томск перевалили больше инертных материалов, чем обычно. Также по всем другим направлениям работы центра видна очень хорошая динамика. Мы впервые активно стали работать в Новосибирске, начали добывать песок. Много стали работать в Тобольске — для нас важны грузовые потоки на Урале».

Основная задача ТСК в зимний период — приступить к плановому ремонту судов и подготовке к навигации 2013 года. Сейчас основное ядро компании составляют порядка 360 единиц флота, из которых 260 были куплены в этом году у Западно-Сибирского пароходства из Новосибирска. В их числе 71 самоходное судно и баржи. Еще 25 судов компания планирует приобрести в ближайшее время. Кроме того, ТСК располагает 24 плавучими кранами и шестью плавучими заводами, которые ведут добычу песчано-гравийной смеси. Это позволяет говорить о том, что компания стала действительно крупнейшим игроком на рынке водных перевозок Сибири. Однако состояние флота оставляет желать лучшего — более 70% судов чрезвычайно изношено. Поэтому нынешней зимой компания предполагает направить более 300 млн рублей на ремонтно-восстановительные работы и подготовку навигации 2013-го года. На ремонт судов компания уже получила кредит, погасить который надеется в 2014 году. ТСК рассчитывает зимой, помимо четырех традиционных пунктов отстоя судов, задействовать внеплановый пятый пункт в районе села Коларово на реке Томи в Томской области — для кораблей, которые не смогут спуститься к Томскому речпорту из-за мелководья.

Ранее Владимир Кноль сообщал, что в 2012 году ТСК планировала перевезти около 6,3 млн тонн груза, то есть почти в полтора раза больше, чем в 2011 году. Однако из-за аномально низкого уровня воды в сибирских реках компания не могла полноценно работать. В итоге в навигацию уходящего года ТСК перевезла 5,4 млн тонн грузов, что тем не менее на 17,2% выше результатов прошлого года (4,6 млн тонн грузов). Также из-за недостатка судов компании пришлось на год перенести выход в Обскую губу, который планировался в 2012 году.