Бензиновые загадки

5 ноября 2012, 00:00
  Сибирь
Заправка автомобиля дорожает каждый месяц

С начала года потребительские цены на бензин и дизельное топливо росли в среднем в три раза быстрее, чем общая инфляция, посчитал Росстат. Это один из немногих случаев, когда субъективное ощущение совпадает с данными государственной статистики — то, что цена на бензин постоянно и необъяснимо растет, инстинктивно чувствует каждый автомобилист.

О ценах на бензин по Сибирскому федеральному округу отчитался Новосибирск­стат (см. график). Согласно данным ведомства, стоимость топлива, к примеру в Новосибирской области, с начала года выросла в среднем на 13,7%, тогда как индекс потребительских цен на товары и услуги составил за тот же период лишь 104,8% (соответственно рост на 4,8%). В результате, скажем, в Кемеровской области, одинаково отдаленной как от Омского (ОАО «Газпром нефть»), так и от Ачинского НПЗ («Роснефть»), бензин и дизтопливо стоят дешевле, чем соответственно в Омской области и Красноярском крае. При этом в последнем регионе и вовсе зафиксирован рост стоимости топлива на 20% с начала года — это самый высокий показатель в стране. С точки зрения обычной экономической теории все эти феномены необъяснимы.

Поэтому каждый ищет виноватых. Независимые нефтетрейдеры справедливо обвиняют в происходящем монополистов на оптовых рынках ГСМ. В Западной Сибири — это «Газпром нефть», в Восточной — «Роснефть». По данным Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ», оптовая цена топлива, к примеру, на Омском НПЗ с августа выросла на 2 100 рублей за тонну, то есть, на 1,7 рубля за литр. В том числе с начала октября отпускная цена с НПЗ выросла на 600 рублей за тонну. Региональные власти в свою очередь в случившемся винят сами независимые АЗС. В частности, региональные управления ФАС периодически обвиняют их в сговоре. Последний раз это случилось весной 2012 года в Новосибирске, когда бензин на всех АЗС города, кроме заправок «Газпром нефти», подорожал сразу на несколько рублей, а большинство независимых сетей и вовсе прекратили работу за отсутствием топлива. Тогда же президент Ассоциации «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская объяснила «бензиновый кризис» снижением поставок бензина с Омского НПЗ.

Кое-где УФАС поддерживают и депутаты. В частности, в октябре спикер Заксобрания Новосибирской области Иван Мороз сообщил, что «бензин в Новосибирской области — самый дешевый в округе» (неделей позже его слова опроверг не кто-нибудь, а сам Росстат). А руководитель ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» (компания занимает сегодня порядка половины розничного рынка бензина) Андрей Шимкив назвал слова о росте цен «бредом». И только губернатор Кузбасса Аман Тулеев стоит особняком в череде региональных начальников. В частности, в октябре глава региона с действительно самыми низкими ценами на бензин в Сибири попросил премьер-министра РФ Дмитрия Медведева разобраться с повышением цен на ГСМ от Омского НПЗ. «Убедительно просим Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, Вашего вмешательства по урегулированию ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов Кемеровской области», — говорилось в телеграмме губернатора.

Беспокойство в связи с ситуацией, помимо него, выражают лишь автомобилисты и независимые нефтетрейдеры. Остальные в целом спокойны. «Давайте не будем про монополизм и прошлогодний снег. Спросите лучше про развитие. Расширьте сознание, спросите, например, про льготные поставки ГСМ для села», — посоветовала «Эксперту-Сибирь» специалист по связям с общественностью ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» Наталия Тамплон.