Короткий горизонт

Экономика и финансы
Москва, 12.11.2012
«Эксперт Сибирь» №45 (353)
Франчайзинг в Сибири, как, впрочем, и во всей стране, пока активно развивается лишь в торговле и общепите — предпринимателей привлекает быстрая окупаемость таких проектов. Производственных франчайзи в регионе единицы, мало и собственных качественных брендов

На выставке «Франчайзинг Сибири – 2012», которая прошла в середине октября в новосибирском Экспоцентре, «Эксперт-Сибирь» организовал мастер-школу «Технологии бизнеса от владельцев франшиз», где известные на мировом и российском рынке компании рассказали об условиях франчайзинга и специфике ведения своего бизнеса. Выступили представители Traveler’s Coffee, Papa John’s, МТС и «Родео Джинс». Все эти бренды на слуху, более того, многие сибиряки являются постоянными клиентами перечисленных компаний. Однако заинтересованность бизнеса, судя по численности присутствующих на мероприятии, была слабой.

Удивительно, но внимание к бренду Papa John’s, еще не представленному в Западной Сибири, проявили только предприниматели из Новокузнецка, специально приехавшие на мастер-школу. Несмотря на то что на рынке общепита в Сибири присутствуют местные сильные игроки, потенциал для увеличения рыночного разнообразия остается высоким (тем более что на рынок еще не вышел мировой лидер – McDonald's, что ожидается в 2013 году). Поэтому известная во всем мире сеть пиццерий явно сможет найти свою нишу на локальных рынках. Однако Papa John’s вряд ли окажется по зубам мелким и даже средним игрокам, работающим в одном-двух городах Сибири — это не дешевая франшиза, по одной точке она не продается. Компании вроде Papa John’s всегда ищут глобального партнера, который, по логике вещей, может найтись только в крупных городах, например, в Новосибирске. «Однако пока состоявшиеся операторы рынка с узнаваемыми брендами, тем более сравнительно сильные компании — скорее редкость на рынке. Основная аудитория франчайзеров ориентирована преимущественно на мелких и средних предпринимателей, и даже не обязательно профильных. Для большей части франчайзеров активное развитие концессии — это возможность быстро увеличить долю рынка, расширить географию присутствия без значительных затрат и рисков», — считает аналитик УК «ФИНАМ Менеджмент» Максим Клягин. Поэтому экспертов не удивляет, что сибиряки еще мало интересуются качественными франшизами. Тренд доминирования дешевых брендов из разряда «ширпотреба» в Сибири пока превалирует.

Торговля или производство?

Сегодня в регионах Сибири в основном востребованы товарные франшизы и франшизы сферы услуг (см. таблицу 2). Одежда, бижутерия, детские развлечения, подарки и безделушки, а также экспресс-кредиты и туристический бизнес — вот популярные направления франчайзинга. «Сибирь ничем не отличается от остальных регионов — народ также интересуется кредитованием как самым легким способом заработать денег, и розницей», — отмечает директор портала о франчайзинге БиБосс.ру Евгений Иванов.

Тренд подтверждают и намерения предпринимателей, потенциальных франчайзи, по приобретению франшиз — например, через проект «Бизнес старт» Сибирского банка Сбербанка России. Проект существует на рынке с конца прошлого года и предусматривает особые условия кредитования для тех предпринимателей, которые покупают франшизу из «одобренного» Сбербанком списка. Сегодня предварительно одобрено кредитование шести франшиз: два магазина игрушек «Бегемотик», магазин электрики «220 вольт», «Слим-клуб», «Тонус-клуб» и студия маникюра Лены Лениной. То есть за год только шесть предпринимателей смогли приблизиться к приобретению франшизы через банковский канал и вновь предпочли розницу и сферу услуг.

Производственного франчайзинга, который является показателем того, что бизнес начинает перемещаться из сектора «купи-продай» в сферу «сложной экономики» в Сибири практически не существует. И это несмотря на то, что производственный франчайзинг в мире считается более перспективным направлением. Ведь передается не только бренд, но и технологические процессы и ноу-хау. «Связано это преимущественно с тем, что франчайзинг — инструмент для малого и реже среднего бизнеса, а барьер входа в капиталоемкие производственные секторы для МСБ достаточно высок. Легкая промышленность в большинстве своем пока недостаточно конкурентоспособна. Кроме того, многие сектора отличаются монополизацией или низким уровнем конкуренции, это негативно влияет на уровень развития в них франчайзинговых проектов», — объясняет Максим Клягин.

Наиболее популярные франшизы Западной Сибири (7 ноября 2011 – 7 ноября 2012)

Наиболее популярные категории франшиз

Однако прецеденты производственных франшиз в Сибири все-таки есть. Один из примеров — «Центр печатных технологий», резидент бизнес-инкубатора, действующего при новосибирском муниципальном центре развития предпринимательства. Фирма является франчайзи известной инновационной компании САН. «Производство — затратное дело с долгим периодом окупаемости — до пяти лет в нашем случае», — говорит директор центра Евгений Давыдов. Такой срок накладывает ограничения на поиск источников финансирования, ведь «длинные деньги» под рискованный проект ни один банк не выдаст. Давыдов деньги на франшизу тем не менее нашел. Взял в долю частного инвестора, получил потребительские кредиты, несколько раз обращался в Фонд микрофинансирования Новосибирской области для малого и среднего предпринимательства, где ему дали три займа. «Непроизводственная франшиза быстрее окупается, но зато горизонт жизнедеятельности у производственной франшизы гораздо дальше — 15–20 лет, а у торговой — только пять лет, не больше», — объясняет свой выбор Евгений Давыдов. Кроме того, производственная компания-франчайзи может развиваться и под собственным брендом, договорные обязательства в большей степени касаются технологий работы и используемых материалов. «Проблемы головной компании могут отражаться на франчайзи. К примеру, системный кризис головной организации влияет на репутацию, это может ограничить шансы получения кредитов для моей фирмы. Есть определенный риск. Чтобы дифференцировать риски, не надо складывать яйца в одну корзину. На четвертый год франшизы я собираюсь выводить на рынок собственный бренд», — говорит Давыдов.

McDonald's = «Ромашка»?

Для потенциального франчайзи приобретение франшиз, успешно действующих и уже зарекомендовавших себя на рынке сетевых проектов, оборачивается снижением рисков развития собственного бизнеса. В числе преимуществ подобного подхода: готовые технические и стратегические решения, сила бренда, лояльная аудитория, возможные преимущества в закупочных ценах. При этом, отмечают эксперты, сами франчайзеры рискуют больше, чем франчайзи. Возможно, именно поэтому король фастфуда McDonald’s так долго не приходил на местный рынок. Только в начале года стало известно, что первая франшиза гиганта общепита была продана в Западной Сибири. Это значит, что только сейчас McDonald’s смог адаптировать бизнес к стандартам местного рынка. «Традиционно к минусам крупные франчайзеры относят несовершенство российского законодательства в данной сфере, трудности в контроле деятельности франчайзи, что связано с непрозрачностью рынка, высокими юридическими рисками. Однако при этом доходы франчайзера от франчайзинговых партнеров, как правило, сравнительно невелики», — говорит Максим Клягин.

Параметры франшиз, представленных на мастер-школе

Главный «сибирский» минус — трудная логистика. Развитие качественного франчайзинга на рынке Сибири тормозит размер региона и качество логистической инфраструктуры, которая увеличивает издержки компаний на доставку сырья, товаров, комплектующих в потенциальные региональные фран­чай­зи-сети. Известны примеры, когда франчайзер не просит роялти (ежемесячные отчисления в пользу головной компании) у своего франчайзи, а просто превращает их в свои региональ­ные склады и филиалы (магазины одежды, бижутерии, обуви), диктуя и навязывая им свою ценовую и ассортиментную политику. «Трудность для мировых франшиз в том, что в регионе нет цивилизованной цепочки снабжения», — считает владелец сети кофеен Traveler’s Coffee, созданной в Новосибирске и развивающейся в том числе и по франчайзинговым схемам, Кристофер Тара-Браун.

Обычно мировые бренды не входят в регион, пока не обеспечат регулярную доставку необходимых опций. Это могут быть склады ингредиентов или крупные логистические центры с расчетом на дальнейшую географическую экспансию. Так, у франчайзи Traveler’s Coffee есть список, что они могут покупать у местных поставщиков, а что обязаны покупать в центрах компании в Новосибирске, Москве, а в перспективе — во Владивостоке и Екатеринбурге. Сеть пиццерий Papa John’s для поддержания технологии и качества пиццы обязывает своих франчайзи закупать сыр, мясо, муку и соусы только у определенных поставщиков. Для своих франчайзи в Красноярске и Иркутске компания организовала прямые поставки продуктов и оборудования самолетами.

Остается добавить — при развитии бизнеса по франчайзингу предприниматель фактически платит за качественный полуфабрикат, из которого он может самостоятельно «приготовить» успешную компанию. Но сибирские предприниматели смотрят не столько на бренд, сколько на удачный опыт развития бизнеса. Франчайзеры говорят, что продать в Сибири мировой бренд так же сложно, как и локальное заведение вроде кафе «Ромашка». В большинстве случаев критерии выбора франшизы самые банальные — минимум вложений при быстрой окупаемости. Радует факт, что местный бизнес сам довольно активен в развитии и тиражировании местных брендов вне региона. «Сибирь — второй по величине регион после столичного по количеству франчайзеров», — говорит Евгений Иванов. При этом среди сибирских предложений есть оригинальные форматы, к примеру электронный карта-справочник 2Gis, консалтинговые и тренинговые бренды «Люди дела» и «Харизма», раскрученная сеть кофеен Traveler’s Coffee, работающие и в России, и в СНГ.

Основные потребительские свойства франшизы, которые могут представлять
реальную ценность для франшизоприобретателя:

• бренд (не путать с торговым знаком и фирменным наименованием);
• торговый знак, знак обслуживания;
• наличие изобретения, полезной модели, ноу-хау;
• сопровождение вашего бизнеса, техническая и методическая поддержка;
• рекламная поддержка;
• развитая инфраструктура привлечения клиентов для вашего бизнеса;
• гарантированный заказ на ваши товары и услуги;
• возможность использовать уже имеющиеся ресурсы (недвижимость, оборудование, персонал, опыт и навыки);
• низкая стоимость вхождения в бизнес;
• юридическая защищенность сделки.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №45 (353) 12 ноября 2012
    Крупные сырьевые проекты
    Содержание:
    Ванкор: эффект бабочки

    Ванкорское месторождение в Красноярском крае — один из крупнейших инвестиционных проектов «Роснефти» — могло стать базой для коренной диверсификации региональной экономики. Но она оказалась не готова к такому щедрому подарку. Другим регионам стоит сделать выводы и не допускать аналогичных ошибок при реализации больших сырьевых начинаний

    Реклама