«Сегодня потребности другие»

Виктор Рябов

— На текущий момент нефтепереработка в полной мере обеспечивает потребности внутреннего рынка нефтепродуктами. Следует отметить, что в настоящее время установки по первичной переработке нефти загружены свыше 92 процентов их мощности. В 90-е годы эксплуатация этих мощностей составляла порядка 82 процентов. Резерва мощностей почти нет, и это создает ситуацию повышенной аварийности. Отмечу лишь, что за 90-е годы утрачено порядка 80 миллионов тонн мощностей НПЗ РФ.

С другой стороны, технология действующих отечественных заводов (набор технологических процессов) позволяют вырабатывать тонну бензина и две тонны дизельного топлива, что было обусловлено внутренним рынком времени, когда они строились. Сегодня потребности другие:  тонна автобензина и тонна дизельного топлива. Но отечественные НПЗ не в состоянии сейчас так работать, и избыток дизельного топлива далеко неевропейского качества вынуждены продавать на экспорт по демпинговым ценам, при этом выпуская бензин на пределе своих возможностей. Однако никто не говорит, что большое предложение дизельного топлива со стороны НПЗ — определенно плохо. Например, в Европе основная часть автомобилей работает именно на дизельном топливе. Поэтому России просто нужно определиться: пересматривать технологии работы НПЗ или принимать программу перехода автопарка на дизельное топливо.

А если мы делаем ставку на бензин, то, помимо собственно внедрения новых технологий на НПЗ, необходимо решить еще целый ряд задач, например логистики. Ведь нефтепродукты в основном перевозятся железнодорожными цистернами, налоги на нефтеперерабатывающую промышленность очень высоки и составляют порядка 60 процентов. Все это удваивает стоимость нефтепродуктов.

В целом же можно констатировать, что сырьевые природные ресурсы уже не могут обеспечить рост ВВП. Следовательно, задача нефтеперерабатывающей отрасли и химии — внести свой огромный вклад в развитие экономики Российской Федерации.