Над всей планетой веет томский «Телебриз»

Русский бизнес
Москва, 17.12.2012
«Эксперт Сибирь» №50 (358)
Компания Telebreeze Corp создала доступную систему доставки абонентам спутникового телевидения через Интернет

Внешне все очень просто. Допустим, вы немец, живете в Парагвае, не знаете испанского, ностальгируете и очень хотите смотреть германские телеканалы. Если ваш оператор работает с сервисом «Телебриз», то проблема решена — спутниковая трансляция необходимого канала будет доставлена вам через Интернет. При этом смотреть программу при желании можно на любом мобильном устройстве. Не вникая в технические подробности, такова в двух словах суть новой разработки компании «Элекард», которая на основе своих технологий создала для локальных операторов во всем мире систему, позволяющую предлагать абонентам подписку на любые телеканалы по их выбору. При этом совершенно не важно, в какой части света находится оператор.

Говорит и показывает

— Год назад Костя Золотовский (томский бизнесмен. Ред.) предложил мне бизнес-идею — продавать не устройства кодирования видео, а предлагать сервис по кодированию. И мы стали думать, что такое сервис в нашем понимании, — рассказывает президент группы компаний «Элекард» Андрей Поздняков. — Потом появился американский бизнесмен арабского происхождения, который хотел в Штатах транслировать арабские телевизионные программы со спутника для арабов, проживающих в США. Мы ему рассказали технологию, посчитали, какие вложения будут нужны. Он сказал, что для него это дорого, а вот если бы мы просто предоставили ему сервис передачи спутниковых каналов, то он бы легко раздавал их своим клиентам. Мы подумали, что это действительно интересная идея и решили посмотреть на нее немного шире. В итоге решили взять все свободные спутниковые каналы и отдать их операторам, имеющим какое-то количество клиентов. Кроме этого мы нашли бизнес-модель, которая приятна одновременно операторам и нам. Оператор у нас ничего не покупает, он просто делится выручкой. Получается revenue sharing, то есть сколько заработал, такой процент и отдал. И это, в общем, всем нравится.

От идеи до реализации проекта прошел год, поскольку у нас с технической точки зрения все уже было готово. Созрела бизнес-модель, провели несколько переговоров с операторами в США, Таиланде, Вьетнаме, Австралии. И кстати, обнаружили, что большое количество вьетнамцев проживает по всему миру — в Штатах, Корее, на Тайване, в России и так далее. Так получилось, что у нас есть офис во Вьетнаме, и сейчас мы готовим большой пиар-проект, направленный, как ни странно, на вьетнамскую аудиторию во всем мире.

— Первые клиенты уже появились?

— Да, уже подписаны первые контракты. Будет трансляция в Паттайю, рассчитанная на российского потребителя. Следом Австралия — туда пойдут русские и вьетнамские каналы. Дальше Вьетнам — там есть контракт на вещание 7 открытых и 16 закрытых каналов. Потом нигерийские каналы в США, французские — в Квебек. Хотя их там множество, просто небольшие французские операторы сами транслировать каналы в Квебек не могут. Я думаю, будет весело, если мы сделаем постоянную трансляцию ТВ-2 (независимая томская телекомпания. — Ред.) на Калифорнию. Там живет около двух тысяч томичей, которые хотели бы смотреть передачи томского канала. Сама возможность есть. Никакой лицензии не надо, никакой частоты не нужно. Взяли, и вещайте.

Есть во всем этом, конечно, свои нюансы. Например, вещатели получая контент, имеют право передавать его на определенную территорию. Поэтому первый канал показывает чемпионат мира по футболу только на территории России и не имеет права транслировать его за пределы страны. Это проблема очень тяжелая, однозначного решения она пока не имеет, но мы будем работать в соответствии с установленными правилами. А проблема решится однозначно, поскольку есть потребители, заинтересованные в том, чтобы смотреть тот же первый канал.

— Что получит Томск от реализации этого проекта?

— В Томске «Элекард» будет выполнять функции оператора и, скорее всего, здесь будем раздавать каналы бесплатно, чтобы отлаживать вещание на томской публике. В Томске запущена сеть 4G, и значит, владельцы мобильных устройств получают возможность смотреть ТВ-контент в любом месте. И особенно на пленарных заседаниях, где все спят. Я с большим удовольствием представляю, как уже в январе наши депутаты будут смотреть на своих айпадах телевидение. Мы думаем, что на инновационном форуме INNOVUS, который состоится в мае 2013 года, сможем обеспечить возможность просмотра телевидения по wi-fi и 4G абсолютно всем участникам форума. В принципе, такая техническая возможность есть.

Дело техники

Мы получаем спутниковый сигнал, перекодируем его, адаптируем в нескольких битрейтах, и на устройствах типа iPhone или iPad передача воспроизводится родным программным обеспечением, — объясняет техническую подоплеку проекта Андрей Поздняков. — На устройствах с Android для воспроизведения надо установить простенькую программку. Естественно, на всех других компьютерах все это работает. Используется протокол HLS streaming, который идейно немного похож, например, на Youtube streaming. Здесь тоже передаются файлы. Они приходят на устройство и проигрываются. Но отличие в том, что Youtube отдает один файл целиком, он грузится и воспроизводится. В HLS все видео порезано на так называемые чанки (chunk) — 10-cекундные кусочки, каждый из которых имеет свой собственный уникальный адрес. И он очень хорошо кэшируется на всех промежуточных прокси-серверах. Каждый кусочек лежит в нескольких качествах, которые могут автоматически меняться в зависимости от пропускной способности канала. Сейчас мы кодируем видео в три параметра качества, которые оптимизируются под операторов.

— А собственно физическое оборудование проекта находится в Томске?

— Нет, хотя в Томске немножко есть. На крыше корпуса (инженерный корпус томской особой экономической зоны. — Ред.) стоит несколько спутниковых тарелок, есть серверы, сюда подходит 10-гигабитная оптика. Томск для нас — это только тесты. Для того чтобы снимать сигнал, мы наметили 7 точек по земному шару, в которых надо ставить большие приемные станции. С одной стороны, это должна быть точка с очень хорошим Интернетом, с другой — она должна накрываться большим количеством интересующих нас спутников. Например, такая точка есть в грузинском городе Поти, где работают наши партнеры, которые строили транс-черноморский Интернет из Поти в Варну. Грузия очень удобна — там ловятся практически все российские, европейские и ближневосточные спутники. В общем, необходимы такие точки пересечения, где есть хорошее покрытие со спутников и Интернет.

— Как обстоят дела с конкуренцией?

— Конкурентов — море: тысячи компаний. Но модели у всех похожие. Либо это крупный оператор, у которого свой набор абонентов, либо это национальный оператор. Есть обратная ситуация. Например, самый известный провайдер российских каналов Kartina TV работает с конечным абонентом, а операторы остаются не у дел. Мы же решаем проблемы сразу нескольких сторон. В идеале через пять лет при дальнейшем развитии сети и той миграционной активности, которая происходит в течение последних 20 лет, интернет-телевидение будет более чем востребованным.

Есть еще одна интересная вещь. Когда я начал заниматься цифровым видео в 1992 году, у нас все спутниковое телевидение было аналоговым. И все было просто — диктор объявлял, что канал прекращает трансляцию, потому что спутник уходит за горизонт. Это был низкоорбитальный спутник, за которым следила «тарелка». Его нельзя было вешать на геостационарную орбиту на высоту 40 тысяч км, потому что были нужны очень большие мощности. Всего в тот момент в мире насчитывалось около 30 спутниковых программ, из которых две — в России. Тогда никто не верил, что будут тысячи телевизионных программ. Никто не предполагал, что это будет нужно миру. Сегодня у нас 10 800 спутниковых программ. Из них примерно половина платных. Мы до них, естественно, тоже дойдем, просто нужно иметь достаточно крупную аудиторию для того, чтобы договариваться с провайдерами.

— Какие перспективы проекта и развития интернет-вещания в целом видны уже сегодня?

— Количество каналов будет расти по экспоненте. Единого бродкастера, который их транслирует, не будет. Переход к этому разнообразию меня радует. В радиОстанциях это уже есть. Радиостанции в Интернете по некоторым ключевым параметрам подбирают тебе контент. Это твое персональное вещание. То же самое будет и с видео. Ну и, наконец, мобильный Интернет наступает.

Как известно, у нас к 2015 году страна должна быть покрыта цифровым телевидением в стандарте DVB-T2, а она, уже очевидно, не успевает быть покрытой. К этому времени мобильные операторы закроют всю страну сетью 4G и планшеты, смарт-ТВ, смартафоны и коммуникаторы полностью сделают цифровую сеть ненужной. Города занимают кабельные компании, спутники закрывают удаленные населенные пункты, остальное заберут мобильные сети в течение трех-четырех лет. И потом посмотрите — первый и второй цифровые мультиплексы DVB-T2 предоставляют всего 16 каналов. А уже сейчас можно смотреть 5 800 каналов через Интернет. Их будет еще больше. И потребитель сможет выбрать любые. Мне лично глубоко претит централизованный бродкастинг, когда все смотрят одно и то же.     

TeleBreeze Corp является молодым американским стартапом, близким партнером группы компаний Elecard (Томск). Компания «Элекард» основана в 1988 году, занимает лидирующие позиции в разработке технологий сжатия видео, является резидентом томской особой экономической зоны. «Элекард» — ведущий поставщик программного обеспечения для кодирования, декодирования, обработки, приема и передачи видео- и аудиоданных в различных форматах (MPEG-2, MPEG-4, H.264/AVC, HEVC/H.265 и других). С 2001 года компания занимается разработкой решений для цифрового телевещания и потокового видео, которые широко используются мировыми лидерами этого сектора. TeleBreeze Corp, использующая технологические достижения «Элекарда», обладает большим коммерческим потенциалом и находится на этапе активного строительства. Предполагается, что до 2015 года система Telebreeze объединит все бесплатные мировые каналы и часть закрытых. Сервис предоставляет услуги телевизионным операторам в части получения спутниковых сигналов, транскодирования и адаптированной доставки сигнала до абонентов через Интернет.

У партнеров

    Реклама