Потолок оконного рынка

Русский бизнес
Москва, 24.12.2012
«Эксперт Сибирь» №1 (359)
Рынок ПВХ-окон в Сибири близок к своему насыщению. В этих условиях компании делают ставку на новостройки и ждут, когда закончится срок службы уже смонтированных оконных конструкций

Некогда бывшие символом бытового благополучия и неизбежным спутником так называемого евро­ремонта ПВХ-окна (известные потребителю как пластиковые окна) сегодня имеют большую долю на рынке. Бурное развитие этого сегмента в последние 10 лет привело к тому, что жители крупных городов (небольшие поселения «бума» ПВХ-окон так и не пережили из-за низких доходов жителей) уже фактически безальтернативно ставят в новые и старые квартиры именно пластиковые конструкции. В результате доля продаваемых сегодня на рынке деревянных окон составляет 5–10% в зависимости от региона, а доля окон из алюминия и других материалов в силу климатических особенностей Сибири вообще стремится к нулю.

Но как посчитали специалисты аналитического центра компании Proplex (российский производитель оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям), рынок ПВХ-окон близок к своему насыщению. Более того, в некоторых городах Сибири в ближайшие годы планируется не рост, а сокращение продаж. Это означает, что появившиеся за последние годы сотни мелких компаний, производящих, продающих и устанавливающих такие окна, уйдут с рынка. А крупные компании, которые можно буквально пересчитать по пальцам, сконцентрируются на новостройках, индивидуальном жилищном строительстве. Кроме того, уже через несколько лет закончится срок службы самых первых пластиковых окон, поставленных в начале 2000-х годов (в среднем он составляет 15 лет), и их замена станет еще одним драйвером роста для рынка ПВХ-конструкций.

Год восстановления

Для рынка окон прошедший 2011 год стал временем восстановления, однако участники рынка констатируют, что под влиянием целого ряда побочных факторов успешным периодом его назвать нельзя. Главное противоречие: потребитель на волне посткризисного восстановления хотел получить дешевые окна, однако цены на транспортные, производственные и прочие издержки на рынке только росли. В результате этого противоречия уже во второй половине года начавшийся было всплеск продаж пошел на спад. «К августу произошло падение объемов продаж. Это вызвано, видимо, тем, что конечных потребителей напугало известие о надвигающейся новой волне мирового кризиса. Одним из знаковых с этой точки зрения событий стал скачок цен на ГСМ (горюче-смазочные материалы. — Ред.) в Сибири и перебои с топливом в ряде регионов (Алтайский край, Тува. — Ред.). Именно в это время произошло резкое падение спроса в розничном сегменте, которое в дальнейшем не было компенсировано продажами в течение всего 2011 года», — говорит директор по бизнес-региону «Сибирь» компании Proplex Евгений Рукосуев.

Небольшой рост рынка окон в целом эксперты компании Proplex зафиксировали лишь в Омске (на 30% в связи с перевыполнением застройщиками планов по вводу жилья), а также в Новосибирске и Кемерове — на 10% (один из лидеров рынка — компания «БФК», к примеру, показала валовой рост на 6%). В других городах цифры не столь обнадеживающие. Например, в Красноярске строители не смогли построить заявленные 550 тыс. кв. м жилья (по итогам 2011 года в городе сдано лишь 500 тыс. кв. м), и в 2012 году в городе ожидается схожая тенденция. Объемы вводимого жилья в новостройках будут падать (новые площадки не позволяет осваивать неразвитость инфраструктуры) и тянуть за собой вниз рынок ПВХ-окон. Кроме того, в Красноярске один из главных застройщиков города продвигает на рынок новостроек деревянные евроокна экономкласса собственного производства. Это увеличивает долю деревянных окон до 5% на рынке новостроек.

Вместе с тем необходимо отметить, что главным драйвером роста рынка в 2011 году по-прежнему оставался сегмент частных заказов. Его доля на рынке ПВХ-окон в целом составляет порядка 60% (см. график 1). «Рынок ПВХ-окон является довольно перспективным сегментом, темп роста которого составляет 5–10 процентов в год. Однако пластиковые окна — это товар длительного пользования, срок службы которого составляет несколько десятков лет. В докризисный период основным фактором роста рынка являлась замена старых деревянных окон на новые энергоэффективные оконные конструкции», — констатирует аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова.

За последние годы в связи с усиливающейся конкуренцией зафиксировано существенное снижение цен. В результате стандартное окно с установкой под ключ в панельном доме в Новосибирске сегодня стоит, по оценкам экспертов, от 9 тыс. рублей, а в некоторых городах и того меньше (см. график 2). Правда, эта дешевизна (и ее следствие — погоня производителей и установщиков ПВХ-окон за снижением издержек) не всегда идет на пользу. «К негативным факторам можно отнести опережающий рост издержек при некоторой стабилизации продажных цен, что ведет к снижению рентабельности оконной отрасли. На рынке бушуют ценовые войны, и все большее распространение получают окна из дешевых и менее качественных комплектующих, что, впрочем, носит временный характер, связанный с кризисными явлениями», — отмечает генеральный директор УК БФК Максим Якубенко.

Наконец, страдают и потребители. Понятно, что несоблюдение ГОСТов (окна под ключ, которые ставятся по ГОСТам, стоят на 30–40% дороже), а также другие факторы экономии (наем неквалифицированных рабочих, использование дешевых и недолговечных конструкций) в итоге приводят к сокращению заявленных сроков службы. «Исключением, пожалуй, являются самые северные регионы Сибири (Якутия, север Иркутской и Томской областей), где требования соблюдения ГОСТов при производстве и монтаже окон остаются в силе и не могут быть серьезно нарушены, поскольку все недоработки и нарушения проявляются с приходом первых холодов», — замечает Евгений Рукосуев.

В результате производители и установщики окон в 2011 году в целом «сработали в ноль».  «Что касается динамики потребления ПВХ-окон, то после кризисного падения на треть в 2009 году, произошел почти сопоставимый «отскок» на докризисные показатели в 2010 году. Динамика 2011 года, по средним экспертным оценкам, нулевая. В 2012 году эта тенденция, скорее всего, сохранится, если на макроэкономическом уровне не начнется новая острая фаза кризиса, что вполне вероятно», — опасается Максим Якубенко.

Роста больше нет

Но даже если прогнозы о новой волне кризиса не сбудутся, бурные докризисные показатели роста рынка ПВХ-окон, по всей вероятности, уже больше не повторятся. Экономика процесса проста: стагнацию рынка на ближайшие несколько лет обеспечит сокращающийся частный сегмент. Проще говоря, собственники квартир окончательно заменят имеющиеся у них деревянные окна на новые пластиковые конструкции, а старые окна, поставленные еще на заре установки ПВХ-конструкций, придут в негодность только через три-пять лет. «В целом можно считать, что к концу 2012 года данный процесс достигнет своего насыщения. На рынке Сибири, как и в большинстве российских регионов, в конце 2011 года уже наблюдалась некоторая стагнация. Помимо кризисных явлений, это можно объяснить и насыщением рынка. Так, в Новосибирске, Красноярске и Абакане уже более 60 процентов домов остеклены пластиковыми или новыми деревянными окнами. В Кемерове, Барнауле и Омске уровень насыщения рынка — более 50 процентов. Что касается более мелких населенных пунктов, то развитие рынка пластиковых окон там тормозится низкими доходами жителей», — отмечает Елена Юшкова.

Кроме того, понятно, что процесс остекления домов пластиковыми окнами вряд ли приблизится к 100% из-за ограниченных доходов части населения. Это и позволяет экспертам делать вывод о том, что уже в 2012 году рост рынка ПВХ-конструкций в некоторых городах Сибири остановится, а в некоторых и вовсе будет наблюдаться спад. «В 2012 году специалисты компании Proplex не ожидают роста оконного рынка Сибири. По Новосибирску прирост составит 0 процентов, по Кемерову — 5 процентов, по Омску прогнозируется падение на 15 процентов. В Красноярском крае и Хакасии снижение достигнет 10 процентов», — констатирует Евгений Рукосуев. Кроме того, эксперт замечает и другую тенденцию — ценовые войны на рынке ПВХ-окон постепенно перемещаются на восток и на север. Жесткая конкуренция в таких регионах, как Якутия, Бурятия или Хакасия, еще недавно находившихся на периферии бизнес-процессов крупных игроков, становится реальностью.

Стагнация рынка, в свою очередь, неизбежно повлечет и консолидацию компаний. В соответствии с новыми реалиями, с большой вероятностью свернут свою деятельность компании с малыми мощностями (они просто не смогут обеспечить необходимую себестоимость продукции и собственную рентабельность). Более того, как считают авторы исследования рынка ПВХ-окон из компании Proplex, сокращение коснется и компаний средних размеров. И если в Западной Сибири их доля и сегодня близка к половине, то в восточносибирских регионах, где средние компании формируют до 80% рынка, это означает передел сфер влияния в пользу крупных производителей. «Более сильные и конкурентоспособные фирмы будут поглощать мелких конкурентов, приводя тем самым к консолидации активов и уменьшению количества компаний, занимающихся данным бизнесом. В итоге на рынке останутся лишь те фирмы, которые будут способны привлечь потребителя более высоким уровнем сервиса и широким ассортиментом», — прогнозирует Елена Юшкова.

Надежда на новостройки

В этих условиях компании неизбежно ищут новые ниши для развития, стремясь нивелировать грядущее падение частного сегмента оконного рынка. Надежд у производителей ПВХ-конструкций несколько. Прежде всего это новое строительство (в том числе и корпоративный сегмент), которое, судя по статистике последних нескольких лет, все же будет расти.  «За последние несколько лет доля корпоративного сегмента в структуре продаж нашей компании увеличилась с 15–20 до 23–27 процентов. И доля эта, думаю, будет расти», — говорит Якубенко.

Внимание крупных компаний устремлено и на индивидуальное домостроение. «Будет ли потенциал малоэтажного строительства раскрыт по-настоящему в ближайшие годы, зависит от ряда факторов. Кроме этого, велик потенциал малых городов, поселков и даже деревень, где процент остекления далеко не так высок», — говорит Максим Якубенко.

Кроме того, квартиры в уже сданных новостройках через короткий промежуток времени их хозяевам придется остеклять заново, заменяя дешевые конструкции на качественные.

Дело в том, что сегодня война брендов (это прежде всего тот же Proplex, БФК, оконные системы KBE, Veka, Rehau и другие) разворачивается только на частном и дилерском рынках, а строительные компании известностью марки особенно не интересуются. Именно поэтому в новостройках сегодня устанавливаются так называемые системы no name — подчас низкокачественные и дешевые оконные конструкции. Их-то и будут в перспективе менять собственники квартир. «Эксперты Proplex прогнозируют в дальнейшем увеличение объемов частных заказов, связанных с переостеклением квартир в новостройках и заменой некачественных no name ПВХ-окон», — прогнозирует Евгений Рукосуев. При этом вряд ли стоит ждать прихода на сибирский рынок иностранных компаний. Хотя такая перспектива и возможна, здесь иностранцам придется столкнуться с конкуренцией отечественных производителей, много лет работающих на рынке. Поэтому если и говорить об экспансии, то это, скорее, будут федеральные оконные компании, уже работающие в Сибири.

Цивилизованный рынок

Наконец изменится не только количественная, но и качественная структура рынка. Здесь Россия должна приблизиться к европейским стандартам. Сейчас из-за экономии потребителей больше всего на российском рынке продается профиль шириной 58 мм (известный потребителям как трехкамерный), тогда как в Европе, где погодные условия заметно мягче отечественных, он достигает только 10–15% доли рынка. Остальные 90% ассортимента ПВХ-окон — это системы шириной 70 и 88 мм. И дело тут не только в повышенной тепловой эффективности — такая ширина профиля обладает еще и существенными преимуществами в вопросах звукоизоляции, а также экологической безопасности помещения. «Вопросы энергосбережения рано или поздно обретут практический смысл, что не только приведет к более активной замене старых окон, но и стимулирует вторую волну замены окон из ПВХ на более современные и теплосберегающие», — уверен Максим Якубенко.

С ним согласен и Евгений Рукосуев, который считает, что широкий профиль подходит для Сибири по крайней мере с учетом ее климатических условий: «Все большую популярность в Сибири приобретают теплые оконные системы: профиль с монтажной шириной 70 мм в комбинации с широким стеклопакетом в 40 мм. По показателям теплосбережения данные продукты соответствуют техническим регламентам, принятым в крупных городах Сибири».

Можно прогнозировать и увеличение популярности деревянных окон, производители которых должны подхватить и использовать тренд на экологичность и энергоэффективность. Например, в Новосибирске деревянными евроокнами занимается промыш­лен­но-строитель­ный концерн «Сибирь» (ПСК «Сибирь», через ООО «Содружество Сибири»). Производство, открытое в 1997 году, сегодня ежемесячно выпускает 5,5 тыс. кв. м деревянных окон. «Основной вид продукции дерево­обрабатывающего комплекса — оконные блоки из массива древесины с двухкамерным стеклопакетом, изготовленные по немецкой технологии. А использование красителей на водной основе позволяет дереву «дышать», рама работает как естественный фильтр — за 24–30 часов сквозь деревянный профиль совершается воздухообмен между улицей и жильем», — рассказывает представитель компании Алена Калугина. Если учесть уже названный тренд на отказ потребителя от окон no name в пользу качественной продукции под определенным брендом, ПСК «Сибирь» вполне может увеличить свою долю на рынке.

Следует констатировать — резких изменений на рынке ПВХ-окон в целом не будет. Однако постепенные преобразования, связанные с изменением качества требований потребителя, структуры рынка и укрупнением бизнеса, в ближайшее время обеспечат этой отрасли новое, более цивилизованное лицо. «Мы уже очень давно работаем во всех сегментах рынка светопрозрачных конструкций, поэтому кардинально менять политику не требуется. А вот необходимые акценты, в том числе в соответствии с драйверами роста, мы расставляем», — отмечает Максим Якубенко. На рынке окончательно сформируются местные крупные игроки, которые к тому же начнут диверсифицировать бизнес. Так, та же БФК уже выступила одним из девелоперов открывшегося в январе «Новосибирск Экспоцентра». В конечном счете это пойдет на пользу всем: и потребителям, и производителям.          

Структура каналов сбыта оконной продукции в 2011 году
Средняя цена на стандартное ПВХ-окно с установкой под ключ в панельном доме
Прогнозируемая динамика роста (падения) рынка ПВХ-окон в 2012 году

У партнеров

    Реклама