Парк индустриального периода

Экономика и финансы
Москва, 28.01.2013
«Эксперт Сибирь» №4 (360)
Томск решил сделать ставку не только на инновации, но и на индустрию — в городе создается первый промышленный парк. В дальнейшем появятся еще два — для пищевой промышленности и логистики

Фото: Валерий Доронин

Власти Томска планируют в течение двух лет организовать на территории города три промышленных парка. Об этом заявляли еще в 2007 году, когда была принята муниципальная программа развития промышленности. В ней, в частности, предусматривалось выделение площадок под пять промышленных парков. Однако из-за финансового кризиса программу пришлось приостановить. Возобновилась она лишь в 2011 году, но только в году 2012-м городские власти вплотную подошли к созданию первого крупного промышленного парка — в северной части Томска.

Идея строительства в городе промпарков в действительности не нова, но всерьез ей по целому ряду причин не занимались. Тем не менее шла подготовительная работа, власти Томска изучали чужой опыт, который на настоящий момент оказался весьма обширным. Лидерами по созданию промпарков сегодня являются Калужская, Ульяновская, Липецкая и Тульская области, а также Республика Татарстан. Сделав ставку на улучшение инвестиционного климата и строительство индустриальных парков, к примеру, Калужская область показала в 2010 году 47-процентный рост промышленного производства. Причина столь активной динамики была в том, что именно в последние годы не только окончательно устоялось представление о промзонах, но самое главное — полностью сформировалось законодательное поле для их создания и работы. Появилась вся нормативно-правовая база, позволяющая снять барьеры на пути инвесторов, реализующих свои проекты. Вложения, которые делаются в промышленные парки, окупаются через новые налоговые поступления, приходящие в бюджет.

Томск, который на протяжении 15 лет выстраивал систему поддержки наукоемкого бизнеса, в определенный момент осознал, что наука — это хорошо, но и без индустриализации обойтись не получится. Ведь инноваций не бывает без высокоразвитой промышленности, которая — не только в теории, но и на практике — выступает их заказчиком и «генератором». Учитывая это, в течение двух-трех лет на территории Томска планируется создать три парка — собственно промышленный, парк пищевой и сельскохозяйственной промышленности, а также логистический.

Парковка для бизнеса

Первым детищем новой индустриальной политики томичей станет промышленный парк, расположенный в районе северной площадки особой экономической зоны. В течение нынешнего года мэрия планирует подготовить решения по его планировке и межеванию, а также сформулировать конкретные предложения инвесторам. В будущем индустриальном парке предполагается сосредоточить всю мощь государственной поддержки. Заместитель мэра Томска по инвестиционной политике Денис Молотков поясняет, что специальная производ­ственно-коммунальная зона П-5 позволит резидентам промпарков пользоваться льготами при аренде и выкупе земли после запуска производства. Подвод всей инженерной инфраструктуры будет сделан за счет муниципалитета (впрочем, в мэрии рассчитывают на софинансирование со стороны регионального и федерального бюджетов). Кроме того, резиденты будут избавлены от платы за техническое присоединение к сетям. В роли единой управляющей компании выступит созданное в 2011 году «Агентство развития города Томска», 100% акций которого принадлежат муниципалитету.

Стоимость проектирования первого промышленного парка составит 16 млн рублей, а затраты на строительно-монтажные работы — почти 110 миллионов. Тем не менее уже сейчас на размещение в парке претендуют два потенциальных резидента — компании «Томсккабель» и «Лама» с шестью производственными проектами и специализацией во всех трех промпарках. Каждая из компаний уже озвучила свои потребности в земле, производственных площадях, а также объем инвестиций, количество будущих рабочих мест и суммы налоговых отчислений в казну. В частности, «Томск­кабель» нуждается в 20 га территории, чтобы реализовать проект медеплавильного производства. Его общая стоимость оценивается в 2,4 млрд рублей при ежегодных налоговых отчислениях около 300 млн рублей и сроке окупаемости в пять лет. «Мэрия готова предоставить нам льготную землю и все необходимые для производства коммуникации за свой счет, а это порядка 20 процентов всех наших затрат, поэтому вопрос реализации проекта в рамках промышленного парка, разумеется, интересует нашу компанию, — говорит директор ЗАО «Томск­кабель» Сергей Чуловский. — Запуск завода покроет нашу потребность в сырье и даже позволит обеспечить им другие подобные предприятия в сибирском регионе. Для нас это интересное предложение». По словам директора, к строительству завода компания приступит после подведения инженерных коммуникаций к площадке.

Группа компаний «Лама» (крупнейший ритейлер Томска и производитель продуктов питания) на 9 га готова организовать свой производственный парк с объемом инвестиций 1,2 млрд рублей. Компания также выразила готовность взять на себя реализацию проекта строительства логистического парка, направив на него 1,8 млрд рублей, из которых не менее 300 млн могут составить затраты на оборудование. Таким образом, экономический эффект только от пилотных проектов выражается в 5,4 млрд рублей инвестиций, 2,5 тыс. новых рабочих мест и 120 млн рублей в год в виде НДФЛ, зачисляемого в городскую казну. В 2013–2014 годах на строительство инфраструктуры промпарков будет направлено около миллиарда рублей, что позволит в 2015-м начать строительство новых производств.

«По территории промышленного парка будет проходить железнодорожная ветка, которую планирует построить ООО «Западно-Сибирский нефтеперерабатывающий завод» для своих нужд. Этой веткой также смогут пользоваться и предприятия промпарка, — говорит Денис Молотков. — Сегодня необходимо пять миллионов рублей на проектирование всей инженерной инфраструктуры на 20 гектарах и строительно-монтажные работы. Собственно вся сумма затрат на инфраструктуру — это 34 миллиона. Таким образом, мы получаем готовую площадку и первого резидента, который начинает свою работу. На нем мы фактически отрабатываем модель взаимо­действия». Победителем конкурса на проектирование промышленных парков в северной промзоне стал «Институт Дорпроект». Консалтинговая компания «Агиплан» выступит консультантом при проведении этих работ. Проектировщики уже приступили к работе, и главная задача, стоящая сейчас пред ними, — подготовить проект в короткие сроки, чтобы до конца марта, после прохождения экспертизы, Томск смог подать заявку на конкурс Мин­экономразвития по финансированию развития промпарков в России. В случае победы город сможет получить субсидию из федерального бюджета — около 770 млн рублей. «Мы подготовили «дорожную карту» на получение федеральной субсидии на создание в городе промпарка, — говорит директор муниципального предприятия «Агентство развития города Томска» Денис Востриков. — План-график проведения работ по подготовке документов на конкурс Минэкономразвития, по итогам которого Томску будут выделены средства для софинансирования строительства инфраструктуры промышленных и логистических парков, выполняется. На основании подготовленных нами документов эксперты общественной организации «Деловая Россия» будут формировать непосредственно заявку на получение субсидии».

Приманка для инвестора

Мэр Томска Николай Николайчук уверен, что промышленные парки будут интересны и уже работающим на территории города предприятиям, а не только внешним инвесторам. «Достаточное количество инвесторов, и западных, и восточных — от Японии и Китая до европейцев — приезжали к нам с желанием разместить производство. Но в связи с тем что не было соответствующей инфраструктуры, не было подготовленных земельных участков, а просто-напросто была неразграниченная, неотмежеванная земля, не поставленная на кадастр, инвесторы уходили в другие регионы, — сетует мэр. — Это действительно сдерживающий момент. Поэтому сейчас очень важно запустить «единое окно» по работе с инвестором. Далее это будет просто-напросто готовая матрица, и процессом займется управляющая компания, которая будет владеть промышленным парком».

Говоря о конкурентных преимуществах создаваемого промышленного парка, Николайчук в первую очередь упоминает о соседстве с северной площадкой особой экономической зоны (ОЭЗ) «Томск». Главные достоинства будущего парка — нулевой тариф на подключение к коммуникациям, особый режим использования земельных участков, а также сильное образование, сильная наука и действующие наукоемкие производства, которые будут развиваться в особой экономической зоне. Расчет здесь простой — северная площадка имеет избыточные энергомощности. По договоренности с гендиректором ОАО «ОЭЗ» Олегом Костиным, на тот период, пока эти мощности не будут востребованы экономической зоной, их возьмет «взаймы» промышленный парк. Плюс к этому две производственные инфраструктуры по соседству смогут развивать взаимосвязанные производства, поэтому в числе потенциальных резидентов промышленного парка томский мэр видит также выходцев из ОЭЗ.

«Предприятие не может вечно находиться в «тепличных» условиях ОЭЗ, ему надо развиваться, наращивать производство, — говорит мэр. — Куда деваться компании, которая выпустила опытно-промышленную партию продукции? Построить завод в промпарке вблизи ОЭЗ — вполне естественный шаг. Поэтому я думаю, что у нас есть эти самые преимущества». Кроме того, мэр не считает недостатком небольшую площадь создаваемого в Томске промпарка — 120 га. За территорией сейчас никто не гонится. Новые производства не подразу­мевают гигантских корпусов, которые сегодня существуют на иных заводах. Сложности в транспортной инфраструктуре Томска и создаваемого промпарка градо­начальник тоже считает преодолимым недостатком. «Здесь граничат промышленные парки Томска и Северска (закрытый город-спутник Томска, в котором расположено производство Сибирского химического комбината. — Ред.), поэтому инженерную и транспортную инфраструктуры мы будем развивать совместно, — отмечает мэр. — Это получится агломерационный проект двух городов. Безусловно, новосибирцы очень активно развиваются. И когда мы говорим о Томской ОЭЗ, то нужно съездить в технопарк новосибирского Академгородка и увидеть, что они тоже добились серьезных успехов. Но мы не считаем Новосибирск конкурентом. На данном этапе мы коллеги, компаньоны. Поскольку чем мощнее становится промышленный потенциал соседних регионов, тем больше предпосылок к созданию производств и у нас в городе. Это синергетический эффект от развития Западно-Сибирского экономического района».         

Новости партнеров

    Реклама