Старая помощь по-новому

Русский бизнес
Москва, 04.02.2013
«Эксперт Сибирь» №5 (361)
Парк скорой помощи в Томской области передадут частному инвестору. Как ожидается, это принесет экономию бюджетных средств и повысит качество обслуживания населения

Власти Томской области заявили, что планируют в течение трех лет передать весь парк скорой помощи Томска на обслуживание частным инвесторам в рамках проекта «Новая скорая помощь», который реализуется в двадцати субъектах РФ при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ). Новая ниша для малого и среднего бизнеса на ближайшие три года оценивается АСИ на уровне России приблизительно в 5 млрд рублей.

В основу томского проекта будет положен опыт Пермского края, Кировской области и Башкортостана, где эксперимент по передаче обслуживания машин «скорой помощи» на аутсорсинг был признан успешным, то есть принес серьезную экономию бюджетных средств и при этом дал заработать частным предпринимателям.

По информации главного врача станции скорой медицинской помощи Томска Николая Родионова, на содержание автопарка станции в год расходуется около 90 млн рублей, что составляет 30% от общей суммы на содержание станции скорой помощи. По мнению Родионова, переход на аутсорсинг может сократить эти затраты, и при этом скорая будет экономить на покупке новых автомобилей. Предполагается, что в новую систему водители будут переходить по желанию, а их зарплата при работе на частника вырастет на 20% при полном сохранении социального пакета.

— На ближайшие три года на содержание спецпарка в областном бюджете заложено около 195 млн рублей. Их них 93 миллиона — в текущем году. В случае успешной реализации проекта эти затраты лягут на частных предпринимателей, — отметил заместитель губернатора Томской области по социальной политике Чингис Акатаев. — Одним из главных условий для частных компаний является покупка специальных машин «скорой помощи» за собственный счет. А сэкономленные средства мы можем перенаправить на расширение той же скорой в связи с потребностями растущего города.

Чингис Акатаев подчеркнул, что для населения Томской области в работе скорой помощи ничего не поменяется. В пилотной части проекта в 2013 году в резерве скорой будет находиться достаточное число автомобилей, готовых выйти на замену в любой момент. На настоящий момент предварительные заявки на участие в этом проекте поступили от трех фирм. «Все они не томские, но, учитывая, что это — конкурс, мы предлагаем абсолютно равные условия вхождения в эксперимент для любой томской компании», — подчеркнул Акатаев.

Реализация проекта пройдет в три этапа. В 2013 году на аутсорсинг будет переведена одна подстанция скорой помощи — это восемь автомобилей. В конце года будет принято решение о постепенном переводе всего парка на данную схему работы. Если эксперимент окажется удачным, то весь парк скорой передадут частникам до конца 2015 года.

Настороженное отношение пред­при­нима­телей-перевозчиков в такому виду деятельности (с чем можно связать и отсутствие заявок от томских фирм на конкурс), очевидно, связано не только с не очень знакомым и, видимо, не очень понятным профилем работы, но и с рядом условий госконтракта. Как уже упоминалось, по контракту предприниматель, в частности, обязан заменить восемь машин подстанции, участвующей в эксперименте, на новые. При этом власти смогут в любой момент разорвать соглашение с инвестором, если в работе скорой начнутся сбои. Учитывая, что в парке станции скорой медицинской помощи Томска сегодня находится 51 спецмашина, в перспективе предпринимателям грозят серьезные затраты.

И здесь главная задача найти механизм экономии средств, чтобы бизнес не прогорел. «Станция скорой помощи представляет, сколько она тратит на содержание парка, и предлагает свою цену за машино-час, которую готова заплатить. Инвестор соглашается на эту цену, станция с ним рассчитывается, — разъясняет механизм начальник управления здравоохранения администрации Томска Татьяна Домнич. — А дальше он будет экономить за счет оптовых поставок запчастей, расхода бензина, новых автомобилей и с этого уже иметь свою прибыль. Только опыт и профессионализм предпринимателя определяют, сколько он заработает».

Говорить об эффективности использования бюджетных денег на содержание парка пока не приходится — ежегодно станция тратит на обслуживание автопарка от 15 до 40% собственных средств. Именно поэтому в Томске и встал вопрос об участии в проекте «Новая скорая помощь». Кстати, в области использования аутсорсинговых услуг у томичей уже есть положительный опыт — в городе уже три года реализуется еще один проект государственно-частного партнерства, в ходе которого 32 лечебных учреждения города передали стирку белья частной прачечной. По оценкам учреждений, средств на данную услугу они теперь тратят на 30% меньше.       

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №5 (361) 4 февраля 2013
    Протестное движение
    Содержание:
    Реклама