Банкрот закрыл банкрота

Русский бизнес
Москва, 25.02.2013
«Эксперт Сибирь» №8 (364)
Концерн «Тракторные заводы» объявил о закрытии двух предприятий в Красноярске — завода комбайнов и «Краслесмаша». Землю под стабильно убыточными предприятиями проще продать по жилищную застройку, чем бороться за рентабельность остатков советских гигантов

Фото: Виталий Волобуев

Если ехать по железнодорожному мосту через Енисей в Красноярске, то с одной стороны в хорошую погоду можно наблюдать знаменитые Столбы, а с противоположной — и в любую погоду — не менее знаменитый завод комбайнов. Сейчас на его огромной площадке стоят еще полтора десятка комбайнов «Енисей» — скорее всего, одни из последних машин, произведенные на этом заводе. ОАО ПО «Красноярский завод комбайнов» («Краскомбайн»), вот уже несколько лет пребывающий в предбанкротном состоянии, закроется красиво — без решения арбитража о банкротстве. Собственник предприятия — концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) — закрывает завод по собственной воле, а производство переносит на свое другое предприятие в Чебоксары («Промтрактор»). Еще один красноярский актив концерна — «Краслесмаш» — перенесут в Курган («Курганмашзавод»).

Несмотря на критику современными почвенниками сворачивания машиностроительных гигантов в Красноярске, решение КТЗ логично — 24 гектара земли в самом центре города на Енисее (ее стоимость оценивают в 60 млн долларов) в нынешнее время не должны быть заняты устаревшим производством.

Крутое пике

Два закрываемых предприятия — значимые символы красноярской промышленности, наряду со старейшим производством города — Красноярским электровагоноремонтным заводом (кстати, недавно проданным новосибирской строительной компании «Афина Паллада» — см. «Мать и мачеха» в «Эксперте-Сибирь» № 4 за 2012 год). «Краскомбайн» был создан в 1941 году на базе двух машиностроительных заводов, эвакуированных из Запорожья и Люберцов, а «Краслесмаш» ведет свою историю с 1916 года — это единственный завод в стране, который производит комплекс машин, позволяющих полностью механизировать процесс хлыстовой заготовки леса.

К середине 2000-х оба предприятия стали перманентно убыточными (см. графики 1 и 2), однако не теряли своего значения в машиностроении. Так, «Краскомбайн» и по сей день можно назвать заметным на общероссийском фоне производителем сельхозмашин — на его долю в последние годы приходилось 4% всех произведенных в стране зерноуборочных комбайнов (см. график 3). Пик производства — конец советской эпохи. Для «Краскомбайна» рекордным оказался 1986 год: завод произвел 16,5 тыс. комбайнов, а через его турникеты ежедневно проходили 15 тыс. человек (в 2012 году — 222 комбайна были произведены силами 600 человек). Завод, как и многие другие подобные предприятия, был кузницей кадров для администраций — например, бывший мэр Красноярска Петр Пимашков прошел на нем путь от слесаря до начальника цеха.

Диагноз Лукашенко

Теперь уже бывшие гиганты машиностроения в середине 2000-х вошли в концерн «Тракторные заводы», созданный в 1996 году Михаилом Болотиным на базе ОАО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» (на это предприятие, названное теперь «Промтрактором», и будут перенесены мощности завода комбайнов). Тогда оба предприятия возглавил Андрей Вольф. В 2006 году он пообещал, что «Краскомбайн» и «Краслесмаш» будут выпускать до 3,5 тыс. машин в год. Но слова остались словами (если не считать, что 222 комбайна — это тоже «до 3,5 тысячи»). В 2011 году Вольф пересел в кресло главы созданного под него министерства инвестиций и инноваций в правительстве Красноярского края, но через год ушел со своего поста, перейдя на должность вице-президента КТЗ.

Кстати, к тому времени концерн и сам находился в неважном состоянии. За счет кредитов Сбербанка он едва избежал банкротства (долги превышают 30 млрд рублей), и теперь на 100% принадлежит Внешэкономбанку (ВЭБ). По итогам одного только 2009 года предприятия концерна сократили производство на 75%, перспективы развития связаны с продажей КТЗ другим холдингам — ранее в качестве кандидатур рассматривались «Русские машины» и «Уралвагонзавод». Факт пребывания Андрея Вольфа во главе предприятий (на этот период пришелся их окончательный упадок) дает почву демонизировать экс-чиновника. Но, окажись на его месте кто-либо еще, итог вряд ли был иным. Для существенного роста производства нужны были значительные инвестиции, устаревшие машины «Енсией-1200» и «Енисей-950» уже давно покупали лишь из-за легендарного названия — их технические характеристики никуда не годились. А новейших машин «Енисей-970» в 2011 году было выпущено лишь две — завод с годовыми убытками в полмиллиарда рублей новое производство сам потянуть, конечно, не мог.

Диагноз заводу в итоге поставил не абы кто, а сам президент Беларуси Александр Лукашенко. Со свойственной ему прямотой на пресс-конференции в 2012 году он, отвечая на вопрос о том, почему не востребованы комбайны «Енисей» в Беларуси, заявил корреспонденту «Красноярского рабочего» следующее: «Это прошлый век. Нет, не в обиду вам говорю. А говорю, чтобы вы не тащились за «Енисеем». Купите у нас несколько комбайнов и посмотрите. У нас уже до 20 кг (обмолоченного зерна. — Ред.) в секунду комбайны выдают. А у «Енисея» 4–5 кг в секунду пропускная возможность. Куда такой комбайн?»

Жилмассив «Комбайновый»

Для начала процедуры банкротства, как водится, был нужен только повод. И он был найден — 17 декабря прошлого года скромная компания «БытСервис-КЗК» (выделилась из соответствующего подразделения завода, занимается уборкой помещений на «Краскомбайне») подала в Арбитражный суд края иск о признании промышленного гиганта банкротом. Рассмотрение дела было намечено на 19 февраля, однако 15 февраля иск был отозван — дело решилось и без него.

КТЗ принял решение просто закрыть «Краскомбайн». До осени текущего года здесь будет производиться сборка комбайнов, еще год — выпуск комплектующих, а в концу 2014 года производство будет полностью перенесено в Чебоксары. Впрочем, «перенесено» — не совсем верное слово. Речь идет, по сути, об открытии новой линии на 2 тыс. комбайнов в год, в которой от прежнего «Краскомбайна» останутся разве что некоторые элементы. «Тракторные заводы», таким образом, сворачиваются и сокращают издержки — ведь и те предприятия, куда переносится производство комбайнов, также загружены в лучшем случае наполовину. Да и логистика существенно улучшается — Курган и Чебоксары находятся куда ближе к основным потребителям, чем Красноярск.

Но самое главное — перенос производства освобождает землю в самом центре Красноярска: 20 гектар «Краскомбайна» и расположенные по соседству 4 гектара «Краслесмаша» вездесущие аналитики уже оценили в 60 млн долларов. Понятно, что это лакомый кусок для девелоперов — не случайно проекты застройки территории заводов готовились задолго до принятого решения.

В министерстве промышленности и торговли края напомнили, что в настоящее время земля и корпуса завода уже переданы в аренду строительной компании «Сибиряк», которая должна выкупить их в начале 2014 года. О целях покупки можно только догадываться, но выбор вариантов лишь в том, что именно будет строить на купленной земле «Сибиряк». Логичным представляется план, уже давно пылящийся на полках института «Красноярскгражданпроект»: земли ближе к центру города отдать под деловую застройку (гостиницы, деловые, торговые и спортивные центры), а террасу вдоль Енисея — под жилье. Уже подсчитано, что там удастся разместить 28 жилых домов с объектами социальной инфраструктуры. Кстати, на стройке уже предлагают поработать и нынешним сотрудникам завода. Первая партия безработных появится уже в апреле этого года, а основная волна сокращений придется на нынешнее лето. Речь идет об увольнении 600 работников «Краскомбайна» и 150 работников «Краслесмаша».

Несмотря на человеческий трагизм происходящего, оно выглядит логичным в свете современного развития городов. Как уже писал «Эксперт-Сибирь» (см. например, «Эта война проиграна» в «Эксперте-Сибирь» № 6 за 2013 год), советские заводы-гиганты современной промышленности не нужны, ее нынешнее лицо — сообщества диверсифицированных производств среднего размера. Другое дело, что на месте исчезающих сибирских гигантов промышленности в реальности ничего такого не появляется.  

Выручка и чистый убыток ОАО ПО «Краскомбайн»
Выручка и чистая прибыль (убыток) ОАО «Краслесмаш»
Структура российского рынка зерноуборочных комбайнов

У партнеров

    Реклама