Два капитана

Повестка дня
Москва, 25.02.2013
«Эксперт Сибирь» №8 (364)

За красноярский аэропорт Емельяново берутся сразу два инвестора: компания «Аэропорты регионов» группы «Ренова» Виктора Вексельберга (контролирует аэропорты Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Самары, а также планирует построить новую аэрогавань в Ростове-на-Дону) и холдинг «Интеррос» Владимира Потанина. Первая займется пассажирским терминалом, а второй создаст в Емельяново долгожданный грузовой хаб.

Такое соглашение было подписано в рамках Красноярского экономического форума в присутствии премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и губернатора края Льва Кузнецова. Последний уже поспешил заявить, что современный аэропорт появится в городе на Енисее уже в 2015 году и обойдется инвесторам в 5,5 млрд рублей. Работы должны начаться в этом году. Есть и план на долгосрочную перспективу — согласно мастер-плану, до 2030 года в развитие аэропорта необходимо вложить порядка 14 млрд рублей. Тогда пассажиропоток за счет расширения зоны контроля, выдачи багажа и других мер должен увеличиться до 3,5 млн пассажиров в год. Для сравнения — новосибирский аэропорт Толмачёво в 2012 году преодолел планку в 3,2 млн пассажиров, и, как говорил «Эксперту-Сибирь» экс-гендиректор аэропорта Александр Бородин, к 2018–2019 годам пассажиропоток достигнет 5 млн человек (см. «Работы хватит всем» в «Эксперте-Сибирь» № 7 за 2012 год).

Планы красноярцев скромнее. Вексельберг и Потанин обязались построить здесь аэровокзал уровня обслуживания «С» площадью не менее 40 тыс. кв. м, который будет способен пропускать 2,25 млн пассажиров в год. Эта цель далеко не амбициозна — по итогам 2012 года услугами аэропорта воспользовались 1,9 млн пассажиров, и эта цифра, очевидно, будет расти вне зависимости от того, создадут в Емельяново новый терминал, или нет. Тем не менее уже эта новация обойдется инвесторам в 100 млн евро (финансирование должна найти группа «Ренова).

Точных цифр по развитию грузового терминала в соглашении не приводится, известно лишь, что он после реконструкции будет отвечать уровню обслуживания «С» по классификации IATA — такой же уровень, к примеру, имеет московский Внуково. При этом структуры «Интерроса» организуют работы по техобслуживанию и займутся развитием интермодальной логистики. При этом именно на грузовые перевозки и надеются в Емельяново. Об этом, в частности, говорилось в первом плане превращения аэропорта в авиахаб, который безуспешно пытались реализовать братья Борис и Александр Абрамовичи. После их скандального ухода из Красноярска, сопровождавшегося ликвидацией авиакомпании «КрасЭйр» (через которую они владели 49% акций аэропорта), Емельяново стал собственностью правительства края через ООО «Аэропорт «Емельяново», являющееся «дочкой» госпредприятия «Центр транспортной логистики».

По результатам недавнего анализа рынка, проведенного Lufthansa Consulting, Емельяново является экономически целесообразной точкой технических посадок на маршрутах между городами Сеул, Токио и Шанхай и европейскими столицами — Амстердамом, Франкфуртом, Миланом, Люксембургом, Лондоном и Парижем. А только одна посадка самолета класса Вoeing 747, обслуживающего такие перелеты, будет приносить аэропорту минимум 70–75 тыс. долларов. Кроме того, в минувшем году наконец-то начались регулярные кроссполярные перелеты из Азии в Америку (через Северный полюс) — проект, обсуждавшийся аж с 1997 года. А в 2011 году Емельяново стал базовым аэропортом в маршрутах «ЭйрБриджКарго» (входит в ГК «Волга-Днепр»).

Правда, есть одно ограничение — небо над Сибирью по-прежнему «закрыто». Роялти «Аэрофлоту», которое вынуждены платить все летающие здесь компании, — важный довод против развития Емельяново как грузового хаба. Впрочем, инвесторы настроены решительно. «Проект является крупномасштабным, и от того, насколько эффективно мы будем взаимодействовать с соответствующими министерствами и ведомствами, будет зависеть успех проекта в целом и скорость его реализации», — отметил Виктор Вексельберг.       

У партнеров

    Реклама