Лакомый кусочек

Русский бизнес
Москва, 04.03.2013
«Эксперт Сибирь» №9 (365)
Несмотря на обеспеченность сырьем и ресурсами, рынок кондитерских изделий Алтайского края демонстрирует отрицательную динамику. Не помогают ни модернизация, ни маркетинговые ходы

Фото: Виталий Волобуев

Несколько лет назад алтайские СМИ обошла забавная новость — один из местных производителей кондитерских изделий изготовил на заказ весьма оригинальный подарок. Девушка на день рождения своему молодому человеку решила подарить шоколадную копию его мужского достоинства. С заданием кондитеры справились на ура. Пример, конечно, смешной. Однако кондитерской промышленности Алтайского края, честно говоря, не до смеха. В последние годы рынок падает и остановить отрицательную динамику пока не удается. Главная причина — проблемы со сбытом. Крупные торговые сети предпочитают работать с федеральными игроками, оставляя алтайским кондитерам «магазины у дома» и рынки.

Сахар и мука

Традиционно к секретам успеха развития любой отрасли промышленности принято относить хорошую сырьевую обеспеченность и активную модернизацию производства. С этой точки зрения кондитерский рынок Алтайского края имеет весьма позитивные предпосылки для роста. В регионе более чем достаточно муки — при внутренней потребности в 200 тыс. тонн ее производится 1,2 млн тонн. Нет недостатка и в сахаре — его выпускается более 130 тыс. тонн. Более того, Алтайский край является единственным регионом за Уралом, где выращивают сахарную свеклу.

Достаточно активно алтайские кондитеры проводят и модернизацию производства. Так, Барнаульская халвичная фабрика в июне 2012 года купила английский цветной фотосепаратор, который позволяет улучшить качество ядра подсолнечника и в результате производимой из него халвы. При этом фабрика пользуется господдержкой (более 3 млн рублей) — компенсацией затрат на приобретенное в лизинг оборудование (линии глазирования и поточной линии производства взбитой карамельной массы для халвы). Общий объем инвестиций в производство в 2012 году — более 100 млн рублей, отмечал гендиректор фабрики Евгений Астаховский.

Не забывают алтайские кондитеры и про интересные маркетинговые ходы. Так, кондитерская фабрика «Алтай» в 2013 году запустила эксклюзивный подарочный набор конфет «Барнаул». Выполненное в бежево-бордовой цветовой гамме оформление короба содержит фотоиллюстрации главных достопримечательностей краевой столицы — дома начальника Алтайского горного округа, нулевого километра, дома купцов Шадриных, Краевого театра драмы имени В. М. Шукшина, Государственного театра для детей и молодежи, а также панорамы Демидовской площади.

Не в коня корм

Но несмотря на все позитивные предпосылки, рынок кондитерских изделий Алтайского края демонстрирует отрицательную динамику. Если в 2006 году было произведено 45,8 тыс. тонн кондитерских изделий, то в 2011 году — всего 34,7 тыс. тонн. Падение за «пятилетку» составило 25%. В 2012 году результат оказался еще более печальным — 30,5 тыс. тонн. Для сравнения заметим, что мощности алтайских кондитеров рассчитаны на 75 тыс. тонн изделий в год. При этом если с 2006-го по 2008 год объем производства несколько рос, то с 2008-го по 2011 год — только падал. Как объясняют в краевом управлении пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, причина негативной динамики — «высокий уровень насыщенности и конкуренции на кондитерском рынке». При этом в России в целом объем производства кондитерских изделий в последние годы стабильно растет, достигнув 3 млн тонн в год. В итоге федеральные производители все больше теснят местных кондитеров. Наверное, именно поэтому местные производители не слишком общительны — запросы, отправленные «Экспертом-Сибирь» нескольким ведущим игрокам рынка, так и остались без ответа.

Проблема конкуренции для алтайского рынка весьма актуальна. Если зайти в любой магазин, то большинство кондитерских изделий там будут от федеральных производителей, а продукция алтайских кондитеров представлена будет гораздо слабее. Торговые сети охотнее сотрудничают с кондитерами федерального уровня. Как отметила менеджер по связям с общественностью компании «Лента» Яна Могилева, доля алтайских производителей в ассортименте кондитерских изделий в торговых центрах сети в Барнауле и Бийске составляет около 12%. «В ассортименте кондитерской продукции ТЦ МЕТRО в Барнауле алтайские товары составляют четыре процента», — говорит руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash&Carry Оксана Токарева.

Местные производители пытаются сгладить эту диспропорцию за счет развития собственных торговых точек. Например, кондитерская сеть «Форне» реализует свою продукцию более чем в 50 торговых точках в городах и районах Алтайского края. Что же еще поддерживает алтайских кондитеров «на плаву»? Во-первых, освоение рынков сбыта в других регионах. Так, кондитерская фабрика «Алтай» поставляет свою продукцию в 25 регионов России. Продукция Барнаульской халвичной фабрики продается более чем в 50 регионах страны, а также в странах СНГ. А в 2011 году предприятие вышло на рынок Канады. Во-вторых, некоторые производители работают с госзаказом. Тот же самый «Алтай» в 2012 году выиграл конкурс на поставку новогодних сладостей детям региона. Объем контракта составил 73 тонны продукции.

Купи-продай

Несмотря на отрицательную динамику, с рынка кондитерских изделий никто не уходит. В числе наиболее крупных игроков алтайского «сладкого» рынка — такие компании как «Алтай», «Кондитерская фабрика», Барнаульская халвичная фабрика, Новоалтайский хлебокомбинат, холдинг «Алтайские закрома». Помимо традиционных игроков на рынке появляются и новые. В частности, индивидуальный предприниматель владелица предприятия «Крендель» Наталья Варнакова, выделенные в виде гранта безвозмездные бюджетные средства в размере 300 тыс. рублей направила на осуществление своего бизнес-проекта по созданию булочной европейского формата. Она приобрела торговое оборудование, печь для выпечки кондитерских изделий, холодильное оборудование, позволяющее осуществлять «шоковую заморозку» полуфабрикатов. В настоящее время проект запущен. Булочная, в которой можно прибрести свежеиспеченные кондитерские изделия, работает в Новоалтайске. В перспективе предприниматель намерена расширять свое дело, развивая сеть булочных.

Стоит отметить, что на алтайский кондитерский рынок оказывали влияние и крупные федеральные игроки. В частности, в 1998 году кондитерская фирма «Алтай» была приобретена компанией Nestle. Инвестор серьезно вложился в модернизацию производства, объем выпуска был доведен до 17 тыс. тонн продукции в год. Однако в 2010 году Nestle приняла решение продать алтайскую фабрику, а также ее торговые марки «Алтай» и «Савинов» компании «Корминус Энтерпрайзис Лимитед» (кипрский офшор, принадлежащий бывшему топ-менеджеру Nestle). В общем, несмотря на стабильную отрицательную динамику, ситуацию на кондитерском рынке Алтайского края сложно назвать патовой. Наличие достаточного количества ресурсов и активность бизнеса позволяют надеяться на позитивный тренд. Правда, от решения «проклятой проблемы» сбыта все же производителям никуда не уйти.   

Производство кондитерских изделий в Алтайском крае

У партнеров

    Реклама