Не думай — ешь!

В Новосибирске создан сервис, объединяющий все службы доставки готовой еды. Но его развитие сдерживает недоверие тех, кого он, по идее, должен сводить, — рестораторы и клиенты пока не готовы к массовым заказам еды в Интернете

Фото: Виталий Волобуев
Сергей Волков

Каждая американская вечеринка неизбежно начинается или заканчивается заказом пиццы по телефону, которую через считанные минуты привозит курьер на мотоцикле или велосипеде. По крайней мере, таков один из российских стереотипов о жизни в США. Долгие годы наши сограждане имели возможность насладиться доставкой еды только на экранах телевизоров — пока несколько лет назад этот сервис не начал стремительно входить в российскую повседневность.

Мы отстаем

Сегодня общая статистика по крупным городам страны такова: 36% жителей регулярно пользуются доставкой готовой еды на дом (данные исследовательского холдинга «Ромир»). При средней стоимости чека в 920 рублей. Правда, пока эта «регулярность» незавидная — в основном доставкой пользуются не чаще раза в месяц, как диковинным развлечением (см. график 1). Вполне ожидаем и возраст тех, кто в подавляющем большинстве своем пользуется этой услугой — это молодежь до 35 лет с доходами 20–30 тыс. рублей на человека в месяц.

Интересна и другая сторона статистики — качественный состав заказов. Оказывается, здесь мы уже вполне догнали США: наиболее часто люди заказывают на дом именно пиццу. На втором месте — блюда японской кухни, на третьем — шашлыки (см. график 2).

Но это, по сути, валовая, пусть и репрезентативная статистика. На деле впереди всех — Москва, а крупные провинциальные города (прежде всего, «миллионники»), отстают от столицы, как утверждают аналитики рынка, на один–два года. Например, в Новосибирске только два года назад была запущена первая масштабная кампания по продвижению службы доставки готовой еды — ее осуществила компания «Харакири». В результате этого она по сей день остается безусловным лидером городского рынка служб доставок. Ныне в Новосибирске действует около 60 служб доставок — в последние годы это стало трендом среди рестораторов, почти обязательной дополнительной опцией для любого уважающего себя заведения. Тем не менее, без учета «Харакири», рынок доставок в Новосибирске сегодня оценивается всего лишь в две тысячи заказов ежедневно.

Но есть и другое утверждение — Москва сама отстает в этом плане от Европы и Северной Америки на один–два года. А тренд на этих рынках очевиден — службы доставки не занимаются самостоятельно продвижением своих «головных учреждений». Это делают за них специализированные сервисы, объединяющие службы доставок на одной площадке, чаще всего — сайте.

Москва — это сложно

Одна их самых успешных подобных служб в Северной Америке — канадская Just Eat (буквально — «только еда»). С ее работой и познакомился выходец из Новосибирска Сергей Волков, приехавший в Канаду в гости к родственникам. После этого он занимался организацией доставки еды в Калифорнии, а затем, как и многие другие (см., например, историю создания первого в Иркутске «цивилизованного» такси: «Шашки наголо — и побежали!» в «Эксперте-Сибирь» № 11 за 2013 год), решил применить полученный опыт в Москве.

К этому времени Москва, как уже было сказано, с отставанием в два года начала примерять на себе бизнес единых служб доставок, и для активного продвижения на этом рынке нужны были внушительные инвестиции. Их найти не получилось, и максимум, что удалось добиться Сергею Волкову и его друзьям из столичной студии Rocket Science, это «вялотекущего развития». Тогда и было решено вернуться на несколько лет назад — то есть начать бизнес с уже готовой технологической платформой в крупных провинциальных городах. Прежде всего, в Новосибирске.

В итоге сервис Foorgon.ru был запущен в Новосибирске 1 ноября прошлого года.

Все друг друга знают

— Сергей, почему из всех крупных городов был выбран Новосибирск?

— Во-первых, на город распространяются все законы рынка — тут интернет-доставка также растет ежегодно на 30 процентов. Общество становится ленивым, хочет чуть-чуть американизироваться. Поэтому интернет-торговля растет — например, сейчас активно развивается доставка фермерской продукции, свежей выпечки, того же детского питания.

Во-вторых, в городе есть местные информационные лидеры — например, портал «Электронный город» или НГС. В Новосибирске работает, насколько мне известно, крупнейшая в мире локальная сеть — это «Пирс». То есть уникальная возможность продвижения онлайн-сервисов: растет рынок гаджетов, растут возможности самих устройств, растет рынок мобильного Интернета.

Есть и другая важная черта Новосибирска — здесь все рестораторы знают друг друга, это ведь большой плюс. В Москве приходилось каждому по полтора часа объяснять, что же мы предлагаем.

— Сколько сейчас ресторанов участвует в проекте?

— Сегодня — порядка 30. Самая крупная сеть принадлежит «Росинтеру», остальные по масштабам примерно одинаковы, поэтому кого-то одного выделить сложно.

— А рестораны Дениса Иванова?

— Мы общались с его представителями, но у них на доставку упор не делается. Видимо, из-за повышенных рисков. Не идут на контакт и такие компании, как «Харакири». Это и понятно — они потратили много денег на собственную рекламную кампанию и пока считают, что этого достаточно.

— Насколько можно представить, модель бизнеса строится на агентском вознаграждении?

— Да, клиент заказывает еду за ту же цену, за которую он получил бы ее в самом ресторане, мы забираем себе всего несколько процентов.

— Владельцы ресторанов наверняка спрашивали вас о том, почему им выгодно платить вам, а не развивать собственные рекламные активности. Что вы им говорили?

— Просто приводил статистику. В городе есть 60 различных служб доставок, из которых на слуху в лучшем случае десяток. Потому что современный человек окружен огромным количеством информации, он не готов запоминать множество названий. Он знает, что доставка пиццы — это вот такая-то компания, а доставка суши — вот такая, и его не заставить вспомнить что-то еще. Поэтому логично сконцентрировать всю активность на одном сайте, дать возможность запомнить только одно название. Хотя, когда речь заходит об онлайн-продвижении, на контакт идут далеко не все — в основном, только более или менее молодые преуспевающие рестораторы.

«Привыкайте, у вас заказ»

— Вы раскрываете какие-нибудь параметры вашего сервиса?

— Как это принято в ИТ, об этом на таких сервисах обычно не информируют. Прежде всего потому, что у нас есть и конкуренты в Новосибирске, и федеральные сервисы, которые развиваются в регионах. Один из них недавно получил инвестиции четыре миллиона долларов, но у них пока не получается понять специфику небольших городов. Этот сегмент очень рентабельный, если правильно организовать все процессы.

Могу сказать, что у нас уникальный игровой метод распространения. Мы внедрили бонусную систему за каждый заказ, а за определенное количество бонусов можно получить как небольшие призы, так и современные гаджеты. Мы делаем сегодня ставку на распространение через социальные сети — в нашей группе более тысячи подписчиков.

— А цель развития, измеряемая в заказах или прибыли, есть?

— На 2013 год мы планируем выйти на 15 тысяч зарегистрированных пользователей, то есть, на 800 заказов в день. Это, без учета «Харакири», даже меньше половины всех заказов в Новосибирске.

— Сколько вам нужно инвестиций для достижения этой планки?

— На этот момент в проект вложено порядка полутора миллионов рублей, в том числе в Новосибирске мы потратили уже 500 тысяч на различную рекламу. Мы испробовали все, кроме, разве что, радио, и смотрели конверсию от каждого инструмента. Сейчас у нас есть статистика, как мы будем продвигаться в дальнейшем. Скажу завуалированно: мы будем ориентироваться на продвижение через онлайн-ресурсы в соответствии со спецификой новосибирского интернет-рынка. А также через рестораны, в которых есть служба доставки. Потому что часто получается, что онлайн-реклама даже для интернет-сервиса менее эффективна, чем обычные способы. Например, если человек получит буклет, то он с вероятностью 30–40% что-то закажет. А увидев контекстную рекламу в Интернете, закажет только в двух процентах случаев.

Так вот, на цели информирования нам нужно порядка семи–десяти миллионов рублей с возвратом капитала через год–полтора. Сейчас ведутся переговоры — вполне вероятно, что в проект вложатся известные новосибирские рестораторы.

— А сам сервис нуждается в совершенствовании?

— Конечно, необходимо отрабатывать все процессы. Тут есть специфика: сервис доставок — это сезонный бизнес, который активизируется перед праздниками. Поэтому в Новый год, например, очень сложно добиться того, чтобы заказ доставлялся вовремя. Для решения этой проблемы мы хотим внедрить систему перераспределения трафика — чтобы заказы от переполненных ресторанов распределялись к тем, кто недозагружен.

— Логичным шагом, наверное, было бы создание единого телефона службы доставки, известных «8-800»?

— На самом деле, чтобы быть лидером в нашей отрасли, нужно опережать время. Все эти телефоны отомрут, потому что это устаревающая технология. Да, пока люди больше доверяют именно телефонам, но это вопрос привычки. Люди привыкнут, что можно доверять онлайн-приложениям. Просто потому, что так заказ доставляется до исполнителя реально быстрее, и нет человеческого фактора — что-то, например, оператор услышал не так, и клиент недоволен заказом. Кроме того, эти «8-800» — это опять та же дополнительная информация, которую никто не хочет запоминать.

А телефонные операторы у нас есть и сейчас — только они общаются с ресторанами. Потому что в большинстве случаев работники ресторанов — народ необязательный. Им через три–четыре минуты после приема заказа обязательно нужно звонить и напоминать о себе. Просто звонить и говорить: «Ребята, привыкайте, у вас есть заказ».