Нужно согласовать интересы и планы

Новосибирский Академгородок не растерял накопленный продуктивный потенциал для развития в качестве территории науки, образования и инноваций. Но этому мешает несогласованность, а местами и противоречивость различных целевых программ и проектов

Из Академгородка и села Барышево будущее новосибирского научного центра видят по-разному

Новосибирский Академгородок в последние годы все чаще оказывается в центре внимания общественности. Но во многих случаях внимание приковывают не научные достижения, а хозяйственные конфликты, которые, несмотря на публичные заверения сторон о сотрудничестве, возникают между мэрией Новосибирска, правительством Новосибирской области, СО РАН, Академпарком и другими работающими на территории структурами. Помимо субъективных факторов, есть и объективные причины, постоянно питающие споры.

Но с позиций стратегического развития страны как научно-технологической державы новосибирский Академгородок представляется важной для России территорией развития науки, образования и инноваций, способной соответствовать вызовам XXI века.

Треугольник Лаврентьева

Решение по созданию в конце 1950-х годов новосибирского Академгородка — междисциплинарного инновационного центра мирового уровня, сибирского центра российской науки — стало в свое время стратегическим вызовом для страны. Опережающее развитие исследований по фундаментальным наукам, междисциплинарность, интеграция науки и образования, активное содействие реализации научных достижений — основополагающие принципы деятельности Новосибирского научного центра и всего Сибирского отделения РАН.

Базовой концепцией при создании Сибирского отделения стало формирование так называемого «треугольника Лаврентьева», когда фундаментальная наука и классический университет дополняются поясом внедрения научных результатов. Такой пояс был создан, причем на той же территории Академгородка и окружающего его Советского района Новосибирска — в виде СКБ и опытных производств. Преодолев социально-экономичес­кий кризис 1990-х, Академгородок вышел на новый этап развития за счет накопленного продуктивного потенциала научно-образовательного комплекса. Созданные здесь в 1990-х и начале 2000-х годов новые инновационные и высокотехнологичные компании обеспечили дополнительно около семи тысяч рабочих мест, заложили «точки роста» новой экономики.

При адекватной государственной поддержке в ближайшей и среднесрочной перспективах Академгородок способен обеспечить лидерство России во многих направлениях глобальной научно-технологической конкуренции. Предпосылками для этого являются разработанные и реализуемые в последние годы инициативные мероприятия различного уровня (стратегии, концепции, программы, проекты и т.д.). К числу основных, которые были нами проанализированы, относятся следующие:

•  создание Центра образования, исследований и разработок в Новосибирской области;

•  концепция развития СО РАН до 2025 года;

•  программа развития Объединенного инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области;

•  программа развития Новосибирского государственного университета с целью вхождения в топ-100 рейтинга университетов QS;

•  долгосрочная целевая программа Новосибирской области «Создание и развитие в новосибирском Академгородке технопарка в сфере высоких технологий на 2011–2014 гг.»;

•  создание Центра фундаментальных исследований в области обороны и безопасности, одобренное Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ;

•  создание в ноябре 2012 года Центра интеграции образования, науки и производства в виде Некоммерческого партнерства в составе: СО РАН, СО РАМН, НИИПК, НГУ, Фонд «Технопарк», Городская торгово-промышлен­ная палата;

•  концепция создания Кластерного городка.

Все они сопоставимы в своем значении для Академгородка как с точки зрения занятых специалистов, так и с точки зрения оборота. На территории Академгородка системообразующим наряду с СО РАН становится весь инновационный сектор экономики, где фундаментальная наука, образование и бизнес дополняют друг друга.

И все-таки у проанализированных программ и проектов есть главный недостаток, который уже отмечался выше, — их слабая согласованность между собой в части развития адекватной, с учетом запросов, инфраструктуры Академгородка и прилегающих к нему территорий. Далеко не во всех программах есть адекватные оценки прогнозируемой демографической ситуации (с учетом прироста числа рабочих мест) и размеров необходимых территорий для развития Академгородка, хотя бы на ближайшие пять-десять лет согласно декларируемым планам и инициативам. Но все они говорят о необходимости строительства жилья и развитии комфортной среды обитания.

По проведенным подсчетам, основанным на заложенных в программах показателях, только в ближайшие пять лет в Академгородке должны появиться не менее 15 тыс. новых рабочих мест. По крайней мере, таковы оценки самих организаций, представленные в сводном графике. А с учетом их семей население должно увеличиться почти на 40 тыс. человек (исходя из средней численности в семье по России и СФО в 2,6 человека). Для них необходимы производственные площади, жилье и т.д.

И все же разработанными градостроительными документами в планах по освоению территории, прилегающей к Академгородку, предусмотрено возведение жилья не более чем для 16 тыс. человек к 2016–2018 годам. И совершенно отсутствуют перспективы размещения высокотехнологичных производств, деловых и общественных центров, учебных заведений, предусмотренных перечисленными выше программами и концепциями развития. Таким образом, только в сфере жилищного строительства генеральными планами развития территории предусмотрен дефицит жилья относительно других программ развития как минимум для 24 тыс. новых жителей.

Куда вместить «Большой Академгородок»?

Есть и другие противоречия. Например, планы Барышевского сельсовета, касающиеся территории к востоку от Академгородка, разрабатывались автономно от планов развития самого научного центра. В результате развитие соседних территорий происходит бессистемно. Притом что строительство нового жилья на территориях как Советского района Новосибирска, так и Барышевского сельсовета уже положило начало формированию «Большого Академгородка». Но жилье возводится на землях, не обеспеченных соответствующей дорожной и социальной инфраструктурой. И если планы развития Советского района говорят о развитии «инновационных зон», то документы Барышевского сельсовета предполагают следующее: «Основная специализация — жилищное и дачное строительство, экспериментальное сельское хозяйство, рекреация».

Больше того — перспективные площадки для развития жилищного строительства для специалистов Академгородка (поселки Каинская Заимска, Ложок и др.) формально являются территориями Барышевского сельсовета. Это, безусловно, определяет потенциал возникновения многих социальных проблем: учет и регистрация граждан, образование и здравоохранение, охрана общественного порядка и т.д.

Таким образом, одна из главных проб­лем — отсутствие сбалансированной согласованной стратегии формирования и реализации различных программ и проектов. Это приводит к разбазариванию имеющегося потенциала опережающего развития Новосибирской области и к неэффективному использованию государственных ресурсов на рассматриваемой территории.

Как показывает анализ, в существующем правовом поле обозначенные противоречия не могут быть решены на региональном и местном уровнях, так как интересы и взгляды на развитие территорий «Большого Академгородка» со стороны научного сообщества, областных властей, муниципалитетов Новосибирска и Барышевского сельсовета имеют зачастую принципиальные расхождения. Поэтому предлагается Указом Президента РФ или Постановлением правительства РФ определить новые границы Академгородка как территории инновационного развития, с включением в него земель перспективного развития (в настоящее время включенных в Советский район Новосибирска и Барышевский сельсовет). Далее: важно придать особый статус территории новосибирского Академгородка в указанных границах, определив правовые, экономические и социальные основы его функционирования, рассмотрев такие возможности, как принятие специального федерального закона об особом статусе этой территории, либо принятие закона «Об академгородках», с распространением его действия на указанную территорию.

Содержание предлагаемой статьи — краткое изложение аналитической записки «Новосибирский Академгородок — территория развития науки, образования и инноваций»: https://docs.google.com/folder/d/0B8RpjEHXqmM6bm1sZUdHbzJaMWc/edit

Подготовил к публикации Сергей Чернышов